Барокко в русской архитектуре
Здесь, как бы на чистом месте, Петр ирешил создать сбой регулярный город, застроенный в строгом порядке. “Для этогоон повелел сделать различные чертежи (проекты) нового города, считаясь сместностью острова, пока один из них, соответствовавший его замыслу, ему непонравился”. “Опробованный” и утвержденный подписью Петра чертеж был исполненД.Трезини в конце 1715г. План этот, основанный на прямоугольной сетке каналов,как бы наложенной на территорию, следовал схеме неосуществленной планировкигорода на острове Котлин, которую разработал в 1712г. английский командорЭ.Лейн. Однако проблема целостности столицы, создания объединяющего еепредставительного центра решена не была.
Петра, отправившегося в свое второе долгоезарубежное путешествие, эта проблема, видимо, чрезвычайно беспокоила. В 1716г.Петр, находясь на водах в Пирмонте, встретился с французским архитекторомЖаном-Батистом-Александром Леблоном (1679-1719), последователем А. Маневра,художником большого дарования, умелым практиком и влиятельным теоретиком.Размах строительства Петербурга увлек Леблона, и Петр пригласил его на русскуюслужбу, назначив “генерал-архитектором” и наделив большими полномочиями: “вседела, которые вновь начинать будут, чтобы без его подписи на чертежах нестроили, также и старое, что можно еще исправить”.
Проект Леблона не был отвергнутофициально, но и не был утвержден к исполнению. Автор его, умерший в 1719 г.,как будто не повлиял существенно на дальнейшие работы. Но две идеи, которыевпервые обрели зримую форму в леблоновском чертеже, принципиально важны дляПетербурга: во-первых, синтез градостроительных традиций - русской,принадлежащей XVII в., но восходящей к средневековью, и европейскоймеждународной, идущей от культуры итальянского Возрождения и барокко; во-вторых,образование центрального ядра Петербурга на основе трехчастного единства(Адмиралтейская часть - Васильевский остров - Петропавловская крепость ивосточная часть Городского острова), связанного водным простором Невы. Возниклиэти идеи у Леблона, архитектора незаурядного, стоявшего в профессиональномотношении на голову выше других иностранцев, работавших тогда в Петербурге, илиу самого Петра, искавшего лишь человека, способного их воплотить (как это былос первыми планами Васильевского острова или, на-. пример, с генеральным планомНижнего парка в Петергофе, для которого Петр рисовал эскизы), - нет нуждыгадать. Важно, что стратегия развития города и конкретная тональность егообраза определились. Далее они осуществлялись неуклонно.
Сходство плана Петербурга с системойМосквы - если оно было осознано - делало для Петра еще более откровеннымсоперничество с не любимой им старой столицей. Новое поощрялось за счетограничения старого. Быстрое развертывание каменного строительства в Петербургеобеспечивал указ от 1714г., которым запрещено строительство каменных домоввезде, кроме новой столицы - “пока здесь удовольствуются строением”. Тем самымсоздавался “не только образ России будущего, но и образ России прошлого -России деревянной”, которой и противопоставлялся каменный регулярный Петербург.
В 1720-1730-егг. Московская сторонагорода, удобно связанная с внешними сухопутными дорогами, жила и разрасталасьособенно активно. Прямоугольная планировка с мелкими кварталами осуществляласьздесь по частям, общие очертания которых определяли традиционно радиальныеулицы, направленные па Адмиралтейство и вертикальную веху его шпиля. Наиболеечетко обозначенным среди этих радиусов стал направленный на юг Вознесенскийпроспект.