Барокко в русской архитектуре
В то же время, как и средневековая русскаяархитектура, московское барокко оставалось по преимуществу “наружным”. Б, Р.Виппер писал: “Фантазия русского зодчего в эту эпоху гораздо более плененаязыком архитектурных масс, чем специфическим ощущением внутреннегопространства”. Отсюда - противоречивость произведений, разнородность ихструктуры и декоративной оболочки, различные стилистические характеристикинаружных форм, тяготеющих к старой традиции, и форм интерьера, где стильразвивался более динамично.
Ярким иностранным представителемработавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих раннихпостройках он еще находился под влиянием “стареющего и уходящего” барокко, однаков полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. Кего творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный длявеликой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец вПетербурге (1768-1785 г.) ,относимый к уникальному явлению в архитектуреРоссии, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший загородной резиденцией графаГ.Г. Орлова . А.Ринальди выстроил также несколько православных храмов,сочетавших в себе элементы барокко-пятеглавие куполов и высокой многояруснойколокольни.
В конце XVII в. в московской архитектурепоявились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двухэпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинноймосковской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город,архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание воротблиз Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честьполковника его назвали Сухаревой башней.
Необычный облик башня приобрела послеперестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам иратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённаяПетром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в Россииобсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как “мешаладвижению”.
Почти в то же время в Москве и еёокрестностях (в усадьбах Дубровицы и Уборы) возводились храмы, на первый взглядбольше напоминающие западноевропейские. Так, в 1704—1707 гг. архитектор Иван ПетровичЗарудный (? — 1727) построил по заказу А. Д. Меншикова церковь АрхангелаГавриила у Мясницких ворот, известную как Меншикова башня. Основой еёкомпозиции служит объёмная и высокая колокольня в стиле барокко.
В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719—1774), создателюграндиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741—1770 гг.) и знаменитыхКрасных ворот в Москве (1753—1757 гг.). Уже существовавший проект колокольниУхтомский предложил дополнить двумя ярусами, так что колокольня превратилась впятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту. Верхние ярусы непредназначались для колоколов, но благодаря им постройка стала выглядеть болееторжественно и была видна издали.
Не сохранившиеся до наших дней Красныеворота были одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. История ихстроительства и многократных перестроек тесно связана с жизнью Москвы XVIII в.и очень показательна для той эпохи. В 1709 г., по случаю полтавской победырусских войск над шведской армией, в конце Мясницкой улицы возвели деревянныетриумфальные ворота. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. насредства московского купечества были построены ещё одни деревянные ворота. Онивскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне.Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.