Барокко в русской архитектуре
Ворота, выполненные в форме древнеримскойтрёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их иназвали Красными ("красивыми”). Первоначально центральная, самая высокаячасть завершалась изящным шатром, увенчанным фигурой трубящей Славы со знаменеми пальмовой ветвью. Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы,позднее заменённый медальоном с вензелями и гербом. Над боковыми, более низкимипроходами располагались скульптурные рельефы, прославлявшие императрицу, а ещёвыше — статуи, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность,Постоянство, Милость и Бдительность. Ворота были украшены более чемпятьюдесятью живописными изображениями.
К сожалению, в 1928 г. замечательноесооружение было разобрано по обычной для тех времён причине — в связи среконструкцией площади. Теперь на месте Красных ворот стоит павильон метро,памятник уже совсем другой эпохи.
Для архитектуры середины 17в. Главной движущей силой была культура посадского населения. Московское барокко, как ибарокко вообще, стало культурой прежде всего аристократической. Типами зданий,где развёртывались основные процессы стиле образования, стали дворец и храм.
Новый тип боярских каменных палат, вкоторых уже обозначились черты будущих дворцов 18в., сказывался в последнейчетверти 17 столетия.
Голландия в конце XVII в. широкопосредничала между русской и западноевропейской художественной культурой. Тотже круг прообразов, что повлиял на форму завершения Сухаревой башни, былотражен в декоративной надстройке Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры иколокольни ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Несомненноголландское происхождение ступенчатого фигурного фронтона, расчлененноголопатками, которым в 1680-е гг. О. Старцев украсил западный фасад трапезнойСимонова монастыря в Москве. Увражи с гравированными изображениями построекзападноевропейских городов (“чертежами полатными”) в это время были ужедовольно многочисленны в крупнейших книжных собраниях Москвы.
Важное место в развитии архитектуры концаXVII в. занимают здания монастырских трапезных, образовавшие связующее звеномежду светской и церковной архитектурой. Пространственная структура этих зданийбыла однотипной. Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж.По одну сторону его смещенных к западу сеней находились служебные помещения, подругую - открывалась перспектива протяженного сводчатого зала, связанного черезтройную арку с церковью на восточной стороне. Пространство, объединенное попродольной оси, определяло протяженность асимметричного фасада, связанногомерным ритмом окон, обрамленных колонками, несущими разорванный фронтон. Нафасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длиннымиконсолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Самое грандиозное средиподобных зданий - трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) - имеет в каждомпростенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом; в местахпримыкания поперечных стен колонки сдвоены. Их ритму на аттике вторят кокошникис раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней части церкви,поднимающемся над главным объемом как второй ярус). Плоскость, подчиненная ритмуордера, его дисциплине, стала главным архитектурным мотивом храмов спрямоугольным объемом.