Барокко в русской архитектуре
Барокко в русской архитектуре
Реферат по дисциплине "Культурология" выполнил студент 2-го курса гр. 3212Кирсанов Эдуард Александрович
МосковскийГосударственный Индустриальный Университет
ФакультетЭкономики, Менеджмента и Информационных Технологий
Москва, 1999
Вступление
На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения.
Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую).Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.
Реформы, проведенные Петром I (1689—1725гг.), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться “художествам” за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. “петровские пенсионеры” (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в.учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.
По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль – нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке такихдекоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим"двуцветием"; использованием только красного и белого цветов; ЗИМНИЙДВОРЕЦ в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского барокко. Построен в1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля поноябрь 1917 - Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасадыобращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание зданияподчеркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 всездание передано Эрмитажу; СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ (бывший Воскресенский Смольныймонастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входятсобственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В.Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор В.П.Стасов),и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднееобщеобразовательное учебное заведение (1764 - 917).