Барокко в русской архитектуре
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ (нарышкинское барокко,московское барокко), условное (по фамилии бояр Нарышкиных) название стилевогонаправления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Характернысветски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с резным белокаменнымдекором, элементами ордера.
Яркими представителями этого стиля были:
Антропов Алексей Петрович(1716 - 95),Зарудный Иван Петрович, Франческо Барталомео Растрелли .
МОСКОВСКОЕ БАРОККО: Процессы образованиянового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне еекультурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал,которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпаласебя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Нопроцессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Ихотражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые немогли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств,позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.
Горностаев назвал его “московскимбарокко”. Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный. Развернутая Г.Вёльфлином система определений барокко в архитектуре к этому явлениюнеприменима. Но предметом исследований Вёльфлина было барокко Рима; он самподчеркивал что “общего для всей Италии барокко нет”. Тем более “не знаетединого барокко с ясно очерченной формальной системой” Европа севернее Альп.Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлениемпрежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции,но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя:то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получилодальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелогорусского барокко середины XVIII в., очевидны аналогии с западноевропейскимипост ренессансными стилями - маньеризмом и барокко.
Главным новшеством, имевшим решающеезначение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языкуархитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любогоэлемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального.Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурныхордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись нетолько элементы здание но и его композиция в целом, ритм, пропорции. Кподобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московскомбарокко. В соответствии с ними планы построек стали подчинять отвлеченнымгеометрическим закономерностям, искали “правильности” ритма в размещениипроемов и декора- Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут;элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, чтоподчеркивало не только их ритмику, но и живописность. Были в этом новом и такиеблизкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главныхпомещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции,стремление к контрастам, в том числе - столкновению мягко изогнутых и жесткопрямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводитьизобразительные мотивы.