Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
С юга её замыкает Мариинский дворец - ныне здание городского совета. Эту часть площади фланкируют два симетрично расположенных , близких по объёму и архитектуре здания бывших министерств, между которыми возвышается скульптура конного всадника ( 1859 год , скульптор П. К. Клодт.) . Исаакиевский собор и Мариинский дворец расположены как бы на одной оси, которая в середине почти неуловима для взгляда переломлена. Незаметно и то что, площадь пересекается Мойкой. Она течёт под необычным мостом, перекрывающим площадь во всю её ширину. В начале ХХ века здесь появились здания -гостиница "Астория " и Германское посольство, несколько нарушающие архитектурную целостность ансамбля.
Невский - лучший и наиболее широкий проспект старой части города, органично связан с водными протоками: он соединяет отдалённые друг от друга набережные Невы и два больших моста - Александра Невского и Дворцовый, хотя немного не доходит до них. Он трижды пересекает рукова Невы : Фонтанку, канал Грибоедова и Мойку. Их панорамы хоршо просматриваются с Невского проспекта. В середине Х1Х века Невский от Адмиралтейства до Фонтанки представлял собой единый законченный формированием архитектурный ансамбль.
С тех пор здесь многое изменилось. Около половины всех домов были надстроены и перестроены. Новые высокие здания нарушили единство всего ансамбля, но внесли в облик этого делового центра модную импозантность и разнообразие.
Ансамбль Казанского собора - жемчужина Невского проспекта. Своей колоннадой собор вплотную подходит к набережной Екатерининского канала и охватывает площадь, образовавшуюся на месте ранее стоявшей здесь церкви с высоким шпилем . В своих концах колоннада имеет триумфальные ворота, перед которыми установлены монументы Кутузову и Барклаю де Толли. Перед главным, западным, входом в собор находится небольшая площадь со сквером, полукругом охваченным великолепной воронихинской решеткой. Дома, окружающие Казанский собор, были подчинены этому ансамблю, являясь его вспомогательными элементами. Некоторые из них после перестройки выпали из ансамбля. Сам Казанский собор был построен по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина в 1801-1811 годах. История Каза-нского собора представляет собой особый интерес. Его главной святыней должна была стать "чудотворная " икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась вцеркви Рождества богородицы, построеной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова. Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль "общенациональной святыни ", способствующей благоденствию царствующего дома. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми художниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей русской культуры, для которых были харктерны глубокий патриотизм, чувство гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству. Уже в проекте собора ясно обнаружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития гражданской архитектуры. Собор построен в стиле классицизма, возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятилетия XVIII века. Архитектуре собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъёма.