Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада. Это - Монетный двор, возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по сей день.
К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутые из серого гранита, классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным портиком и фронтоном Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н.А. Львова.
Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер коменданта крепости.
Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости.
От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение для защитников крепости.
Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин "каземат" в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной одиночки.
Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения города. Но уже с конца XVIII века она стала политической тюрьмой для противников самодержавия.
На берегу Невы в центре города возвышается сказочно красивое, причудливо украшенное здание Зимний дворец. Известно, что Зимний перестраивался неоднократно, первый из них, так называемый Зимний дом - построил в 1711 году архитектор Д. Трезини. Расположенный у Невы дворец выходил главным фасадом на Зимнюю канавку. Второе, более крупное здание "для зимнего пребывания" было сооружено примерно в 1720 году чуть ближе к Неве по проекту И. Маттарнови. Это здание с пышным портиком, стоявшее на месте нынешнего Эрмитажного театра, выходило главным фасадом на набережную Невы.
Работы по переделке старых особняков и созданию третьего Зимнего дворца начались весной 1732 года. Строительство шло быстро, уже осенью в некоторых помещениях золотились двери и карнизы. Однако отделка дворца продолжалась до 1737 года. Во дворце было около 70 парадных залов, среди них Тронная, Красная, Жёлтая, Шахматная палаты, аудиенц-камеры, галерея для торжественных церемоний и театр. Внутреннее убранство было насыщенно деревянной резьбой, позолотой, декоративными тканями и живописью. Особенно выделялся своей художественной отделкой Большой зал с резным троном, стоявшим в великолепно декорированной нише. Стены зала членились на два яруса. В простенках располагались ионические пилястры. Потолок был украшен живописным плафоном работы Людвига Каравака и московских иконописцев. В центре висела на цепях большая люстра.
Сооружением Зимнего дворца в начале 1730-х годов по существу началась блестящая деятельность Бартоломео Растрелли как придворного архитектора. Растрелли работал и развивал русскую архитектуру в стиле барокко. В 1746 году по проекту Растрелли для расширения апартаментов императрицы был построен новый флигель, соединённый с дворцом. Перестройки и достройки, время от времени производившиеся по прихоти императрицы, были случайны и всё больше осложняли и запутывали планировку дворца. В 1754 году было решено построить новый каменный Зимний дворец, а перед дворцом создать большую круглую площадь, обрамлённую колоннадой с конным монументом Петра1 в центре. Все бы это составляло единый архитектурный ансамбль, но, к сожалению, этот замысел не был осуществлён.