Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
В 1820-х годах по проектам К. Росси реконструируется окружение Михайловского замка; засыпаются Замковый и Церковный каналы, а по берегам Мойки и Фонтанки устраиваются городские проезды. Летний сад остался связаным в ансамблевом отношении с замком. Ось симметрии главной аллеи и пруда этого сада служит также осью замка и Кленовой аллеи с симметрично расположенными по её сторонам зданиями кордегардий и конюшен. Их фасады, выходившие на Караванную (Манежную) площадь, были реконструированы. Район царских садов рассекала продлённая в северном направлении Садовая улица. Она отделила замок от той части района, которая стала Михайловским садом. В нём на берегу Мойки строится пристань с павильоном, а на южной стороне - великокняжеский Михайловский дворец (1819-1825 гг., архитектор К. Росси ), в 1896 году отданный Русскому музею. Он обращён фасадом в парадный двор, раскрытый к тогда же созданой Михайловской площади. К югу от неё, на продолжении оси дворца до Невского проспекта, сквозь квартал жилых домов К. Росси пробивает Михайловскую улицу. Таким образом изолированный район царских садов превратился в ансамбль, органично связанный с городским окружением и с Невским проспектом.
В 1817 году закончалась вторая перестройка здания Адмиралтейства и началось создание ансамблей главных городских площадей. Из них центральная - Адмиралтейская вытянулась вдоль главного фасада этого здания. В 1823 году громадное здание Главного штаба своими корпусами охватило всю южную часть Дворцовой площади. При его создании были использованы стены некоторых домов, формировавших площадь после её предыдущей реконструкции, произведённой за полвека до этого. Криволинейные очертания Дворцовой площади изменены на симметричные. На её оси перед аркой Главного штаба в 1834 г. поставлен памятник победы в Отечественной вой-не- великолепная Александровская колонна, величайшая в мире, со стволом, целиком вырубленным из гранитного массива.
К западу от Адмиралтейства на Сенатской площади, где вздыбился " Медный всадник", с 1829 по 1831 г. заново строятся корпуса зданий Сената и Синода, объеди- нённые триумфальной аркой над Галерной улицей. В ансамбль Сенатской площади органично включился Конногвардейский манеж, построенный за четверть века до это-того. Портик манежа на дольшом расстоянии от Дворцовой площади замкнул её про-дольную ось.
Строительством в 1837-1843 гг. на Дворцовой площади Штаба Гвардейского корпуса и постройкой Исаакиевского собора закончилось создание всего грандиозного ансамбля, целостного, несмотря на различие стилей его зданий. Здесь общий компози-ционный центр - адмиралтейская башня.
Дворцовая, Разводная, Адмиралтейская и Сенатская площади, формировавшиеся путём неоднократной реконструкции,стали представлять собой исключительный по силе художественно - эмоционального воздействия "ансамбль ансамблей " . Размеры планировка и ордерная архитектура зданий позволяют рассматривать его как величественный форум. Вначале он не служил общению горожан, а был внутрегородским пространством, где проходили военные парады. Площади действительно стали народным форумом - местом общегородских праздничных демонстраций и народных гуляний. Ансамбль этих площадей - не только памятник архитектуры, но и исторический памятник мирового значения.
К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по планировочной структуре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся в середине Х1Х века.