Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
Н.А. Львов
1751-1803 Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
Джакомо Кваренги
1744-1817 Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и "Серебряные ряды" (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. , Триумфальные Нарвские ворота и др.
С усадьбой Таврического дворца связан ансамбль бывших казарм Преображенского полка. Его центральное здание, в котором ранее находился полковой госпиталь, замыкает ось Потёмкинской улицы. Оно так же, как памятники архитектуры - здание Кавалергардских казарм и Таврический дворец, должно вновь раскрыться с Невы после сноса нескольких построек у набережной.
В панорамах Невы там, где река имеет наибольшую ширину, очень хорошо просматриваются издалека стрелка Васильевского острова и мыс Выборской стороны. В районе этого мыса архитектором П. М. Еропкиным у основания проектируемого трезубца проспектов была задумана интересная полукруглая площадь, как бы расчитанная на создание первого в городе крупного открытого ансамбля. Но условия для осуществления этого архитектурного замысла не появились, и на берегу Невы на оси так и не созданой площади некоторое время стояла недостроенная госпитальная церковь.
Каменное строительство на Выборской стороне и на Городском острове долго не производилось . Зато берег большой Невы на Васильевском острове до Масляного буяна ещё на первом этапе развития города был плотно застроен жилыми домами и несколькими крупными зданиями учебных заведений. В общем спокойном и очень живописном фронте их фасадов проявилась ансамблевость. Понорамы этого берега - набережные Университетская и Николаевская (Лейтенанта Шмидта ) - мало изменились к нашему времени, хотя их живописность усилилась зеленью.
Набережные Фонтанки, Мойки и каналов в основном застроены жилыми домами и частично дворцами, которые вместе со стенками набережных, мостами и их решетками ограждений создали гармоничные архитектурные панорамы.
Набережные южного участка Крюкова канала вместе с Никольской площадьюценный архитектурный ансамбль ХV111 века. Его составляют Никольский Морской собор с отдельно стоящей у набережной великолепной колокольней и невысокие здания по углам площади, омываемой с двух сторон протоками с красивыми старыми мостами. Целостность ансамбля частично была нарушина в начале XX века высоким мрачным домом, сооруженным на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспекта, и позднее - перестройкой домов на углах Садовой улицы и Екатерининского канала. С целью сохранения окружения ансамбля был восстановлен в первоначальном виде небольшой дом в Никольском переулке.
Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров, не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе существует несколько таких площадей. Один из первых открытых городских ансамблей - небольшая Семёновская площадь на берегах Фонтанки у Семёновского моста.
В конце ХV111 века, когда на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны был возведён Михайловский замок, начал подвергаться перепланировке и весь обширный район царских садов. Михайловский замок вместе с двумя павильонами кордегардий и плацпарадной площадью Коннетабля, где в 1800 году был установлен памятник Петру 1, созданый скульптором К. Б. Растрелли раньше, представлял собой величественный и своеобразный ансамбль, изолированный от города каналами и парками.Далее перед замком стали сажать деревья и разбивать парк.