Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
В Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Петербурга, позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведением правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась.
Новый градостроительный заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие,- проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей нового типа. Разнообразные по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда охватывали площади вместе с их окружением.Они принадлежали городу и их тип можно назвать открытым или городским.
В начале Х1Х века внимание градостроителей привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова. В 1805 году началось создание её архитетурного ансамбля, и к началу Отечественной войны 1812 года были закончены её центральные элементы - Биржа с Ростральными колоннами, Новобирживой гостиный двор и гранитные набережные. Здание биржи архитектора Т. де Томон, решённое как окружённый колоннадами древнегреческий храм, было поставлено на месте начатого строительством по проекту Д. Кваренги здание того же назначения и снесённого, по-тому, что оно не согласовывалось с планировкой окружения, предложенной архитектором А.Д. Захаровым. Художественные требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов; в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую.
В 1806 году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А.Д. Захарова. Перед этим К.И. Росси предлагал создать северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями.С классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского острова работы прервались на время Отечественной войны.
После победы над наполеоновской армией проходил второй период строитель-ства открытых ансамблей столицы, которой, в отличие от Москвы, война не причини-ла разрушений. Работы возглавлял созданный в 19816 г. Комитет для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге. Его членами инепосредственными авторами проектов были крупнейшие архитекторы и инженеры того времени.
Работы на стрелке Васильевского острова продолжались с 1826 г. Строительст-вом пакгаузов Биржи, музейного флигеля Академии наук и здания Таможни к 1833 г. закончилось формирование двух площадей: одной - с трёх сторон омываемой водой и расположенной перед Биржей, а другой - за ней. В этот наиболее открытый из "от- крытых" ансамблей включились здания Двенадцати коллегий, Кунсткамеры, главного корпуса Академии наук. Весь ансамбль при обзоре его со стороны Невы представляется вполне завершённым, где не только ничего нельзя изменить, но кажется, что ничего другого здесь и не могло быть!
С 1817 года начались работы по превращению Марсова поля и всего района бывших царских садов в громадный " открытый" ансамбль. Он раскрылся к Неве благодаря устройству предмостной Суворовской площади. Разорваный ею северный фронт застройки Марсова поля оформили служебный корпус Мраморного дворца и реконструированные дома Салтыкова и Бецкого. На западной стороне Марсова поля путём перестройки нескольких домов было создано здание казарм Павловского полка, которые вместе с другим угловым зданием - домом Адамини ( 1822-1827 гг., архитектор Д. Адамини ) в основном оформило западную сторону громадной площади. Южная и восточная стороны Марсова поля остались обрамлёнными протоками, за которыми - сады. Возвышаюшаяся над зеленью башня со шпилем Михайловского замка включилась в ансамбль необходимым высотным акцентом.