Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга
В середине ХV111 века на территории ликвидированных смоляных складов по единому замыслу возник замкнутый ансамбль Вознесенского (Смольного) монастыря. Это выдающееся произведение архитектуры развитого русского борокко более известно под названием Смольный монастырь. Вскоре после основания с севера кнему примкнули корпуса Александровского института в стиле ,переходном от борокко к классицизму, а затем с юга - строго выдержанное в формах классицизма здание Смольного института. Главные фасады всех трех сооружений обращены к долго не оформлявшимся площадям. С водных просторов здание фасады этих сооружений скрыты деревьями старых садов, подходяших к самому берегу, но высотные элементы центрального ансамбля активно учавствуют в формировании невских панорам. Благодаря удачному месту расположения, они обозреваются с очень больших расстояний, даже из центра города.
Ниже, по течению Невы, вблизи её левого берега расположен Таврический дворец - главный элемент ансамбля крупной усадьбы - один из первых в России дворцов строгого классицизма. Своим северным фасадом он был раскрыт к реке, от которой к нему подходил канал.
Здесь можно сделать отступление и рассказать немного о Петербурском класси
цизме. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам.
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.
В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные сооружения.
Архитектор Его деятельность
Антонио Ринальди
1710-1794 Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
Жан-Батист Валлен-Деламот
1729-1800 Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Ю.М. Фельтен
1730-1801 Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
В.И. Баженов
1737-1799 Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
А.В. Квасов
1718-1772 Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
И.Е. Старов
1745-1808 Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца