Архитектура Москвы. Модерн
ДОХОДНЫЙ ДОМ ЭНГЕЛЬБРЕХТА Л.А.
Новокузнецкая ул., 34
1910 г. , архит. Доброхотов Н. (использован в дальнейшем лишь план).
1913 г. , архит. Прамнек А.
П
остройка, облик и детали которой могут быть отнесены к архитектурному китчу. В здании сочетаются отдельные формы модерна (граненый эркер с левой стороны фасада, круглая башенка-эркер справа, рисунок балконных ограждений) с неоклассическими пилястрами неведомого ордера (некоторые обрываются на уровне второго этажа), капители которых обрываются не акантами, а прямоугольными основаниями и неорусским килевидным перспективным порталом и характерными наличниками над слуховыми окнами круглой башни. В постройке есть детали других стилей. Фасад здания. Левая сторона(фото 2003 г.) Фасад здания. Правая сторона(фото 2003 г.)
ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СОКОЛЬНИКАХ
Сокольническая пл., 5
1909-1913 гг. , архит. Толстых Павел Александрович (1878, Новочеркасск – 1939).
И
меет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея Иоанна Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение – одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырехстолпного крестово-купольного храма. Ее центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки – главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчеркивает выразительную динамику нарастающих вверх объемов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер – просторное, хорошо освещенное 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете – придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из мореного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку. В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.
Восточный фасад здания. Вид здания с северо-восточной стороны.
Фото (2000 г.). Фрагмент фасада. Угловая часть здания. Фото (2000 г.).