Архитектура Москвы. Модерн
В декорировании фасада автор обнажил, едва ли не самую уязвимую особенность стиля, который был не столько «искусством строить», сколько «искусством рисовать». Проявив незаурядные дизайнерские способности, он придал отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, не повторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, оригинален рисунок кованых ворот (в настоящее время утраченных) и др.
Известности дома во многом способствует многоцветное майоликовое панно, выполненное по рисунку театрального художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, а также другие керамический украшения, изготовленные на заводе «Абрамцево» – плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы по рисунку Врубеля М.А. 1890-х годов «Рыбки».
План 1-го этажа (1900-е годы) Проект фасада. Фрагмент фасада
(фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Центральное панно на аттике (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Майоликовое панно и карниз здания
(фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «ЯКОРЬ»(ГОСТИНИЦА «МАРСЕЛЬ»),(позже - КОНТОРСКОЕ ЗДАНИЕ С МАГАЗИНОМ «МЕХА»)
Петровка ул., 15/13
1901-1903 гг. , архит. Розен Эммануил Матвеевич.
К
рупное пятиэтажное здание с четко выделенной вертикальной и горизонтальной структурой. Стилистика модерна проявлена здесь в характерных упрощенных арочных абрисах окон, в волнообразности венчающей горизонтальной тяги, в форме глубокого карниза, плавно изогнутого над приподнятым аттиком срезанного угла сооружения. Угол подчеркнут и размерами гигантских, почти квадратных окон, отмечающих просторные зальные помещения второго и третьего этажей. Карниз здания венчает тонкая решетка металлического ограждения, «нервного», лишенного привычной законченности рисунка.
В этом здании в декабре 1902 - январе 1903 годов состоялась первая программная выставка искусства модерна в России — «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля», в которой участвовали известные русские архитекторы и западно-европейские мастера — Чарлз Макинтош, Йозеф Ольбрих, Ян Котера и др. Фасад здания (фото 2003 г.) Фасад здания со стороныСтолешникова переулка (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Решетка ограждения крыши здания (фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ ХОМЯКОВА А.С.
(ПАРИКМАХЕРСКАЯ «БАЗИЛЬ», ныне – САЛОН «МАГИЯ»)
Кузнецкий мост ул., 6 (правая сторона)
1902-1903 гг. , архит. Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865, Воронеж – 1937, Москва), Геппенер Максим Карлович (1848, Москва – 1914, Москва).
Н
еброская, но весьма профессиональная постройка в стиле модерн. Возведенное задние, как и большинство построек Иванова-Шица в этом стиле, демонстрирует приверженность к композиционным и декоративным приемам, близким в австрийскому модерну. Формальные признаки этого стиля присутствует здесь в выдержанном, продуманном соотношении. Любимые московским модерном цветные керамические плитки, фигурные металлические кронштейны, арочные (уплощенной формы) оконные линии, фигурные филенки с лепным декором и, наконец, женская головка с развевающимися волосами присутствуют здесь с той расчетливой умеренностью, которая делает постройку произведением искусства. Хорошо нарисованная фасадная композиция удачно дополнялась, сохранившимися до середины 1990-х годов, металлическими украшениями входной двери и витрин в стиле модерн бывшей парикмахерской «Базиль». План 1-го этажа (1900-е гг.) Фасад здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Женская маска(фото 2003 г.)