Архитектура Москвы. Модерн
В 1905 году во время декабрьского вооруженного восстания, в ночь на 12 число (вероятно по приказу московского генерал-губернатора Дубасова Ф.В.) типография была подожжена. В результате пожара обрушились межэтажные перекрытия основного здания фабрики. Под обломками погибло типографское оборудование. Уже через полгода здание типографии было восстановлено.
В 1912 году основной корпус здания был надстроен пятым этажом. Первоначальное цветовое решение здание выполненное на контрасте вертикальных и горизонтальных членений фасадной структуры, в настоящее время снивелированно безликой окраской.
Фрагмент фасада. Общий вид комплекса со стороны 2-го Монетчиковского пер. (фото 1903-1905 гг.) Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 1903-1905 гг.) Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 2003 г.)
ТИПОГРАФИЯ РЯБУШИНСКОГО П.П. «УТРО РОССИИ»(позже – «ВОЕНИЗДАТ», ныне – КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ТИПОГРАФИЯ»)
Б. Путинковский пер., 3
1907-1909 гг. , архит. Шехтель Франц (Федор) Осипович
(1859, Санкт-Петербург – 1926, Москва),1913-1914 гг.: пристройка во дворе – архит. Заруцкий Павел Александрович
(1868, Москва – ?),1920-е гг.: реконструкция и надстройка здания,2000-2001 гг.: реконструкция и реставрация здания
(рук. проекта – архит. КуреннойАлексей Михайлович).
Здание построено на узком участке, входившем в начале XIX века в цепочку усадеб высшего дворянства по линии проезда (принадлежал Новосильцевой Е.А., потом Хованской М.А.), а в 1814 году перешедшем к «ювелирных дел мастеру» Бутурлину К.Г. Известный промышленник и финансист Рябушинский П.П. приобрел участок у потомков Бутурлина в 1907 году, одновременно с утверждением проекта типографии, видимо, составленного заранее. После окончания строительства он основал газету «Утро России» – орган партии прогрессистов; картуш с названием газеты помещен в центре высокого аттика над главным фасадом. Здание типографии развернуто по территории участка в глубь квартала; его производственная часть, почти недоступная для обзора с улицы, решена строго функционально. Выходящий на проезд передний конторский корпус известен как одна из лучших работ Шехтеля. Она относится к его зрелому периоду, для которого характерны поиски лаконичного, монументального образа. Здесь в этих целях использована тема производственного назначения здания. Фасад центрального объема прорезан парой сплошных остекленных арок; междуэтажные членения внутри них почти не воспринимаются, а на гладко облицованной стене вообще отсутствуют. Эту предельно простую композицию венчает сплошная широкая лента аттика над тонким карнизом. Скругленные углы и глухие боковые стены выделяют центральный объем как ядро общей композиции фасада на фоне более расчлененных крыльев. Рисунок окон здесь и там почти одинаков, отличаясь лишь размерами, но светлая окраска поперечных членений передает разбивку окон в крыльях на обычные этажи. Сравнительно скромные симметричные объемы подъезда и въезда во двор выступают перед крыльями, но заглублены между стенками по сторонам участка и центральным объемом здания, что обогащают контрасты фактуры стены, остекления центра и крыльев, линейные контуры наличников. На левом углу фасада в 1920-х годах по плану монументальной пропаганды установлена типовая доска с изображением рабочего и словами: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят». После 1924 года территория типографии была расширена, въездные ворота заложены и оформлены симметрично парадному входу, а окно над ними утратило цельное остекление. Тогда же, очевидно, были надстроены оба корпуса: типографский – третьим этажом, а передний – четвертым. Аттик главного фасада был прорезан окнами надстроенного этажа. В 2000-2001 годах здание было капитально перестроено под культурно-развлекательный комплекс и является одним из самых удачных примеров реконструкции в Москве. В ходе работ была снесена надстройка типографского корпуса и восстановлена надпись на аттике центрального фасада. Реставрированы керамическая облицовка и остекление здания. Внутренний двор превращен в полноценное общественное пространство, где разместились открытое летнее кафе и небольшая площадка для стоянки автомобилей. Пять уровней культурно-развлекательного центра соединяет панорамный лифт, сооруженный в стеклянной кубовидной пристройке интересно контрастирующей со старым зданием. План 1-го этажа (1980-е гг.) Фасад здания (фото автора: 2003 г.)