Архитектура Москвы. Модерн
ТОРГОВЫЙ ДОМ А.М. МИХАЙЛОВА(позже - ДОМ МОДЫ)
Кузнецкий мост ул., 14
1901-1903 гг., архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович
(1862, Москва — ?).
1906-1907 гг.: надстройка 5-го этажа.
Интерьер зала: художник Фаворский Владимир Андреевич
(1886, Москва — 1964, там же).
О
снова фасадной композиции — ритмика крупных оконных проемов, занимающих почти все пространство между устоями вертикальной структуры и тягами междуэтажных перекрытий. Несмотря на кажущуюся лапидарность, зодчий проявил большую изобретательность в декорировании фасада. Интересно его цветовое решение. Нижний этаж, облицованный темно-красным гранитом, дополненным тосканскими колоннами из черного лабрадорита и накладными, некогда тускло желтевшими бронзовыми декоративными деталями, создает прочное основание композиции. Два следующих этажа умеренно оформлены лепниной в стиле декоративного модерна, расположенной в филенках, покрытых мозаикой из золотой смальты. Четвертый этаж под глубоким карнизом раскрепован полуколоннами характерного для Эрихсона ордера (схожего по общему абрису с коринфским), стволы которых выкрашены в терракотовый цвет. Если учесть, что мастерски нарисованные решетки балконных ограждений (одни и лучших в этой стилистике в городе) были, по-видимому, также покрыты «под золото», то можно себе представить впечатление, производимое этой постройкой, сверкающей позолотой и полированными поверхностями. Фасад здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Решетка балконного ограждения (фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ БОЧАРОВЫХ А.Ф. и Н.Ф. (ныне – ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «РОСВООРУЖЕНИЕ»)
Гоголевский б-р, 21
1902 г., архит. Кекушев Лев Николаевич (1863, Симбирская губерния – 1919, Москва),1906 г.: пристройка правой части, архит. Гуров К.
Ч
етырехэтажное сооружение в стиле модерн. Фасадная поверхность строится на сочетании вертикальных членений, обработанных кремовой облицовочной плиткой, и оштукатуренных плоскостей. Профессионализм Кекушева – известного зодчего московского модерна, проявлен в пластичной прорисовке оконных проемов и объемов эркеров. Индивидуален лепной декор здания, выразительны маски и совы в основаниях эркеров. Пристройка в правой части дома осуществлена в 1906 году в тех же формах, что и первоначальный объем сооружения, край которого фиксируют эркеры. Фасад основного здания и пристройки(фото 2004 г.) Фрагмент фасада.
Барельеф между 3-м и 4-м этажами (фото 2004 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ БРОЙДО Г.Е.
2-й Обыденский пер., 13
1904-1910 гг., архит. Жерихов Николай Иванович
З
дание сдвинуто в глубь квартала от красной линии, что вместе с фасадом, центральную часть которого фланкируют два боковых выдвинутых ризалита, создает некоторое подобие объемно-планировочной композиции эпохи классицизма. Это впечатление усиливают пилястры ионического ордера, декорирующие центральную часть сооружения, и полуобнаженные парные женские фигуры в развевающихся одеждах, обрамляющие верхние окна ризалита. Вместе с тем абрис арочных окон, а также аттики ризалитов с характерными вазами явно навеяны стилистикой модерна. Фасад здания. Правая часть (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Окно ризалита(фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ ИСАКОВА И.П.
Пречистенка ул., 28
1904-1906 гг. архит. Кекушев Лев Николаевич (1863, Симбирская губерния — 1919, Москва).
З
дание, одно из самых знаменитых построек московского модерна, является характерным типом доходного дома начала XX века. Его объем, Н-образный в плане, плотно заполняет участок, оставляя лишь небольшие дворы для освещения и проезда. В первом этаже заднего корпуса были устроены сараи для нужд жильцов. Парадная лестница делит дом на две части — переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволило использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести в задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть — пятиэтажная. Дом, построенный в аристократическом районе, предназначался для состоятельных жильцов. Половину каждого этажа занимали всего две многокомнатные квартиры. В их традиционной планировке проходной зал отделяет парадную зону вокруг прихожей (приемная-кабинет, столовая, гостиная) от жилых комнат, ванной и кухни, имеющей выход на черную лестницу. В более сложных введены дополнительные коридоры. Декорация парадного фасада в стиле модерн отличается от лучших работ Кекушева большей дробностью и эклектичностью. Однако его объединяет сильная пластика основных вертикальных элементов — боковых эркеров и центральной лоджии. Стена верхнего этажа, покрытая тонкой лепной сеткой, играет роль фриза, над которым вынесен мощный, динамично изогнутый карниз. Выразительность его профиля подчеркнута сложным металлическим орнаментом. Характерная для Кекушева статуя, венчающая здание, ныне утрачена. Ниже, по сторонам слухового окна, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой — символами просвещения. Торцевые стены были первоначально полностью открыты (теперь — только правая, в сторону Садового кольца), поэтому они были декорированы выложенными в кирпиче тягами и плоскими нишами, образовывавшими единую лаконичную композицию с фасадами здания. Композиционные достоинства сооружения несомненны, однако его облик был бы гораздо беднее, если бы не подлинная симфония его оконных переплетов (реставрированных в конце 1990-х годов), демонстрирующих текучие линии модерна, в таком разнообразии нигде в Москве не встречающиеся.