Архитектура Москвы. Модерн
План 2-го этажа Фасад здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Эркер левой части здания (фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛЕВИНА М.М.
(ныне – ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ)
Мясницкий проезд, 3/26
1909-1910 гг. , архит. Готман Саул Кельманович (1878, Харьков — после 1926).
З
дание, в котором выразительные детали в египетском стиле сочетаются с проконструктивистскими элементами пластического решения общей композиции. Особенно эффектны симметричные относительного главного входа, утопленные в нишу с двумя причудливыми колоннами (развитые капители с крупным масками равны по высоте столбу) башеннообразные объемы. Стены их раскрепованы вертикальными выступами, образующими вытянутые ниши, в которые заглублены окна нескольких этажей. Над четвертым этажом в центре фасада проходит объединяющий балкон с толстыми плоскими балясинами, выполненными из кирпича. Рисунок оконным рам (заменены подобными в 1990-х) характерен для модерна. Фасад здания (фото 2003 г.)
Фрагменты фасада: Главный
вход
Маска-кронштейн
ДОХОДНЫЙ ДОМ РАХМАНОВА Ф.С.
Покровка ул., 19
1898-1899 гг. , архит. Дриттенпрейс Петр (Петр-Иосиф) Александрович
(1841, Бавария — 1912, Москва).
Э
ту ординарную по объемно-пространственному решению постройку отличает разнообразный лепной декор, мотивы которого позволяют отнести здание к первым доходным домам в стилистике модерна в Москве. В отличие от многих московских сооружений конца XIX — начала XX веков, сочетающих в своих фасадных композициях привычный эклектический лепной декор с отдельными элементами в новом стиле, здесь сделана попытка трансформировать в новом ключе все составляющие традиционной эклектической декорации. В здании множество декоративных мотивов — здесь и геометрические обрамления окон, и растительные мотивы (листья лавра, плоды в розетках листьев), и ленты, и лепные женские и мужские маски в завершающей части вертикальных лопаток, структурирующих фасад, и бантики, и полоски. Интересно решены 4 угла постройки — вогнутые в верхней части они переходят в четвертную круглую колонну, зажатую между лопатками, увенчанную женской головкой, потупившей взор.
В 2003 году фасад здания приобрел интересное колористическое решение, в результате которого были выделены фрагменты лепного декора.
План 2-го этажа (1900-е гг.) Фасад здания (фото 2003 г.) Центральная часть здания (фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Угловая часть здания(фото 2003 г.)
ДОХОДНЫЙ ДОМ СОКОЛ М.В.
Кузнецкий мост ул., 3
1903 г., архит. Машков Иван Павлович (1867, с. Трубетчино Липицкого у. — 1945, Москва).
Майоликовые панно: художник Сапунов Николай Николаевич (1880, Москва — 1912, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области).
О
дно из наиболее интересных московских зданий в стиле модерн и самое известное произведение этого видного московского архитектора, видимое с далеких точек, благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, с растительностью на первом плане, над которым реет орел. Запоминающийся облик здания определяет разнообразие украшающих его декоративных деталей, заимствованных из нескольких источников: гнутые рамы окон квартиры хозяйки и ресторана (частично сохранившимися); изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Однако в целом постройку отличает раскованная свобода в выборе архитектурных средств в их аранжировке, являющаяся характерной чертой именно московского модерна.