Архитектура Москвы. Модерн
КОРПУС ФАБРИКИ МИЛЮТИНА А.Я.
Милютинский пер., 16 стр. 2
XVIII век;начало XX в. — перестройка.
Д
вухэтажный домик производственного назначения, от первоначального архитектурного облика которого сохранились лишь лопатки и оконные проемы (и на главном, и на дворовых фасаде), был дополнен декором в начале XX века — в верхней части лопаток под карнизом появились крупные характерные для московского модерна рельефные женские маски с волосами, подвязанными под подбородком, и оттопыренными губками, что сразу изменило довольно ординарный фасад постройки, придав ему индивидуальность. С 1910 по 1914 год в здании находился театр Балуева Н.Ф. «Летучая мышь». Фасад здания (фото 2003 г.)
Фрагмент фасада. Маска
СТАНЦИЯ ДАТСКО-ШВЕДСКО-РУССКОГО ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕСТВА(ныне - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ)
Милютинский пер., 5
1902-1903 гг. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович
(1862, Москва — ?).
1907-1908 гг. , архит. Дессин О.В., при участии Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И.
Комплекс, задуманный в 1901 г. и первоначально спроектированный в шестиэтажном варианте архитектором Мейснером А.Ф., начал осуществляться в 1902-1903 гг. по другому проекту. Первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту Эрихсона. «Неоготическая» стилистика его близка к другой производственной постройке этого зодчего — типографии Сытина И.Д. на Пятницкой, проект которой создан в это же время (1903 г.). Обращенное к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведенное на втором этапе строительства (1907-1908 гг.), по функции уникально для Москвы начала века, только начинавшей тотально обзаводиться телефонами. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики – ее выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Сооружение это (76 метров) — самое высокое в Москве того времени, построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И., по-видимому, внесших изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного Дессином О.В. проекта, причем именно она наиболее воспринимаема зрителем с узкого переулка. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения — решетки окон и ворот, кронштейны.
Детали фасада.
Гротескные скульптурные изображения:
левая маска правая маска Фасад здания со стороны Милютинского переулка (фото 2003 г.) Фасад торцевого корпуса со стороны стороны улицы Малая Лубянка(фото 2003 г.) Фрагмент фасада. Полукруглый портал
ТИПОГРАФИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СЫТИНА И.Д.
(ныне – МПО «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ»)
Пятницкая ул., 71
1903 г. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва – ?),
инж. Шухов Владимир Григорьевич (1853, Грайворон – 1939, Москва),1906 г.: восстановление после пожара,
1912 г.: перестройка здания, архит. Герман Иван Андреевич (1875, Киев – 1933, Сочи).
Крупное, первоначально четырехэтажное производственно здание, отличающееся простотой и рационализмом экстерьера и интерьеров. Главный фасад, обращенный к улице, симметричен – центральная и боковые его части (до надстройки в 1912 году пятым этажом) своими сложными фигурными аттиками с полукруглыми окнами в центре играли существенную роль в силуэте улицы. Аттики, а также формы центрального входа отдаленно напоминают формы «готических» производственных сооружений Москвы конца XIX – начала XX в. Стилистика здания близка к другой производственной постройке этого зодчего – станции Датско-Шведско-Русского Телефонного Общества в Милютинском переулке, проект которой создан в это же время (1903 г.).