Барокко в русской архитектуре
Франческо Бартоломео Растрелли(1700-1771)
Во времена Елизаветы Петровны в русскойархитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец попроисхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России болеепривычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Вместе с отцом, скульпторомБартоломео Карло Растрелли, он приехал в Петербург в 1716 г. и состоял наслужбе у русских монархов с 1736 по 1763 г. Важнейшие его проекты осуществленыв царствование Елизаветы. Для неё в 1741—1744 гг. Растрелли построил вСанкт-Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (несохранился).
В 1754—1762 гг. Растрелли возвёл новыйЗимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I. Вотчто писал об этом сам архитектор: “Я построил в камне большой Зимний дворец,который образует длинный прямоугольник о четырёх фасадах . Это здание состоитиз трёх этажей, кроме погребов. Внутри . имеется посредине большой двор,который служит главным входом для императрицы . Кроме . главного двораимеется два других меньших . Число всех комнат в этом дворце превосходитчетыреста шестьдесят . Кроме того, имеется большая церковь с куполом иалтарём . В углу . дворца, со стороны Большой площади, построен театр счетырьмя ярусами лож .”.
Зимний дворец представлял собой целыйгород, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральныепредставления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошноездание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшеныколоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномернораспределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй итретий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, иверхний, более легкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы истатуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.
Растрелли работал и в окрестностяхПетербурга. Им был построен и расширен Большой дворец в Петергофе (1747 — 1752гг.), а также Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (1752—1757 гг.) —загородной резиденции Елизаветы. Оба фасада этого дворца (один обращен крегулярному парку, а другой — к обширному двору) щедро украшены объёмнымиархитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшаютгоризонтальную протяженность, здания длиной триста шесть метров. Особеннонаряден парковый фасад, где позолоченные лепные фигуры атлантов поддерживаютпарадный второй этаж. Сочетание ярких цветов — голубого, белого, золотого —дополняет общее праздничное впечатление от фасада. Возможно, образцом для Растреллипослужил королевский дворец в Версале: у него также два протяжённых главныхфасада и система анфилады залов. Растрелли соорудил в Царском Селе и несколькопарковых павильонов (“Грот”, “Эрмитаж”).
Великолепные церкви и соборы Растреллисоединяют традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко.Центральная часть ансамбля Смольного монастыря — грандиозный собор Воскресения(1748—1757 гг.) играет важную роль в облике Петербурга. Он виден издали с обоихберегов Невы. Здание, подобно древнерусским храмам, увенчано пятиглавием слуковичными куполами.