Русская архитектура на Святой Земле
Третья стадия русского зодчества на Святой Земле связана с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества (создано в 1882). [27] Общество было организацией идеологической – большинство его руководителей были славянофилами и панславистами, и большинство из них критически относилось к греческой иерархии. Однако идеология Общества проявлялась в основном в его деятельности: создании русских школ в Палестине и Сирии, развитии русского палестиноведения и заботе о русских паломниках. Одним из основных принципов, положенным в основу паломнической деятельности ИППО было создание условий, в которых «паломник не меняет своей жизни и живет как в Матушке России». [28] ИППО стремилось сократить контакты между паломниками и окружающим неоднородным населением Святой Земли – арабами, греками, евреями и западными христианами. Одним из его первых предприятий было открытие лавки, торгующей традиционными русскими продуктами, а позже была открыта лавка для торговли иконами и другими религиозными принадлежностями, которые специально производились в России для продажи паломникам в Иерусалиме. [29] При этом здания ИППО преследовали чисто утилитарную цель – обеспечить русских паломников и учреждения общества удобным пристанищем.
Первым сооружением ИППО было подворье, названное впоследствии Сергиевским.[30] Целью подворья было создать базу для Палестинского Общества, которая была бы независимой от российского консульства, распоряжавшегося «русскими постройками» и противодействовавшего деятельности Общества. Строительство было поручено местному архитектору Георгию Франгиа и выполнено им в 1886-1890 годах во вполне нейтральном стиле с ренессансными элементами, типичными для гражданской европейской архитектуры того времени. Однако в 1889 г. царь передал все паломническое дело, включая приюты на «русских постройках», в руки Общества, с присвоением ему названия Императорского. Тогда же первоначальный план подворья был изменен, и вместо громадных залов для простолюдинов в здании были размещены комнаты для более состоятельных паломников и администрация ИППО. Корпуса подворья расположены по периметру участка, т.ч. в центре образовался закрытый со всех сторон двор. Главный фасад здания обращен на восток (а не в сторону «русских построек»), однако вскоре он потерял свое градостроительное значение, т.к. на противоположной стороне узкого переулка, на который он выходит, было построено здание немецкой школы.[31] Наиболее запоминающимся элементом здания является угловая башня. Притом, что она богато орнаментирована (перемежающиеся ряды красного и белого камня, зубцы, аркатурные пояса), башня не несет в себе какого-либо идеологического содержания. Однако можно предположить ее политическое «высказывание» в контексте напряженных отношений внутри русской «колонии» в Иерусалиме между Обществом, консульством и Духовной Миссией. Башня в собственном подворье ИППО с развевающимся над ней флагом ИППО как бы конкурировала с другой башней в комплексе «русских построек» – башней консульства с российским флагом (позже башня на здании консульства была заменена на жилые помещения). Центральное место в орнаментике башни занимает символический знак ИППО. После передачи в 1889 г. большей части русских построек в ведение Общества, такой же знак был установлен на всех зданиях. Новые ворота на «Русское подворье», построенные Обществом в 1890 г. по проекту Франгия, также украшены символом ИППО, хотя в остальном их вид очень нейтрален. [32]