Русская архитектура на Святой Земле
Русская архитектура на Святой Земле: конец XIX начало XX веков
Начиная с 1830-х годов, европейские державы, включая Россию, боролись между собой за влияние на Святой Земле. Строительство церквей, подворий для паломников, госпиталей и школ было одним из важнейших средств в этой борьбе. У построенных европейцами зданий были не только утилитарные, но и политические цели – произвести впечатление на местное население и продемонстрировать присутствие, силу и величие страны, которая их построила. Поэтому европейская архитектура на Святой Земле отличалась от местного зодчества. [2]
Во второй половине 19-го века в европейской архитектуре вообще, и в русской в частности, господствовало направление, которое в советские годы презрительно называлось «эклектикой», а ныне носит название «историзма». В архитектуре использовались исторические стили или их легко узнаваемые элементы, которые выбирались в зависимости от цели и назначения здания. Таким образом, внешний вид здания выражал его назначение и легко «читался» современниками. Историзм в архитектуре позволяет проанализировать идеологические установки заказчиков и архитекторов здания и более или менее однозначно определить, что создатели здания хотели сказать, придавая ему тот или иной внешний вид.
С самого начала борьбы на Святой Земле, у России было два важных преимущества перед другими державами. [3] Во-первых, это постоянный поток русских паломников, посещавших Святые места во все возрастающих количествах. Во-вторых, тут проживало около двадцати тысяч православных арабов, которым Россия могла покровительствовать, и Иерусалимская православная греческая патриархия в течение веков поддерживала тесные отношения с Россией. С другой стороны, отношения между Россией и ее традиционной союзницей и протеже – Иерусалимской патриархией – были неоднозначными, а иногда и просто враждебными. Русские обвиняли контролировавших патриархию греков в небрежении духовными и материальными нуждами их арабской паствы, которая становилась легкой добычей католических и протестантских миссионеров, а также в эксплуатации русских паломников на Святых местах и в греческих монастырях. Кроме того, громадные суммы, которые ежегодно пересылались из России в Иерусалим, расходовались безконтрольно. Одним словом, Россия была недовольна положением дел и стремилась его исправить. Со своей стороны, греки были недовольны непосредственным вмешательством России в дела патриархии и подозревали русских в желании контролировать денежные потоки и даже в намерении изгнать греков и забрать в свои руки Святые места. Поэтому отношение патриархии к русской деятельности в Палестине было настороженным, и, зачастую, она пыталась пресечь те или иные русские инициативы. [4]
Таким образом, русское строительство на Святой земле было призвано решить две практические задачи – упорядочить пребывание русских паломников и уменьшить зависимость от своего союзника – Иерусалимской Православной Церкви. В идеологической сфере русское зодчество обращалось не только к местному населению и к европейским соперникам, но и к греческой иерархии.
Для руководства русской деятельностью в Святой Земле в 1859 г. был создан правительственный Палестинский комитет. Его главной задачей было возведение русских сооружений в Иерусалиме, именуемых в начале «Новым Иерусалимом», а впоследствии более скромно «русскими постройками» (в языке русскоязычных жителей Израиля в наши дни они называются «Русским подворьем»). Комплекс русских зданий за стенами Старого города решал задачи российского представительства перед местным населением и турецкими властями и также создавал независимую от греков инфраструктуру для приема русских паломников: «пора перестать прикрывать личиною единства церквей всестороннее подчинение [греческому духовенству] наших богомольцев […] Пора нам явиться хозяевами в Иерусалиме, где малосильные племена, абиссинцы, копты, сириане, армяне, давно водворились и хозяйствуют по-своему. Ведь мы богаче и сильнее их. […] Руки нам развязаны. Пусть же русские поклонники в Иерусалиме будут у себя дома. Пусть все там познают наше величие по четырем могучим силам нашим, по силам веры, слова, международного права и денег». [5] Комплекс «русских построек» включал в себя собор, здание консульства с башней, здание Духовной Миссии с домовой церковью, больницу и два странноприимных дома для паломников. Комплекс был построен в 1860-1864 гг. петербургским архитектором Мартином Ивановичем Эппингером. [6]