Русская архитектура на Святой Земле
Фото В.Левин
Последняя стадия
русского строительства на Святой Земле была связана с именем начальника Духовной миссии архимандрита Леонида (Сенцова). [38] Арх. Леонид, руководствуясь примером своего предшественника арх. Антонина, также занимался покупкой земель и возведением зданий. Подобно арх. Антонину, арх. Леонид также не пользовался услугами профессионального архитектора: он самостоятельно проектировал свои церкви и гражданские здания (он окончил Техническое училище в Москве), а строительство производили местные мастера. [39] Но если в зданиях Антонина была видна четкая объединяющая архитектурная и идеологическая программа, то в зданиях Леонида такой программы не было. Из его основных церковных сооружений, церковь Ильи Пророка в Хайфе (1907-1913) и церковь Св. Троицы в Хевроне (1907-1911, освящена в 1925) строились замаскировано – одна как столовая, другая как жилой дом, и при их обращении в церкви к ним быстро пристраивались апсиды и колокольни. [40] Только храм Всех Святых в Эйн-Кареме (1910-е) с самого начала открыто возводился как церковь, и он остался недостроенным из-за первой мировой войны. Судя по каркасу этого храма, который сегодня достраивается, это должен был быть обыкновенный пятиглавый собор.
Русский храм в Хевроне
Начало 20-го века
Храм во имя св.Праотцев на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне
Современный вид
Фотоархив Общества "Россия в красках"
Недостроенный собор на вершине склона Горненскго монастыря
Фотоархив Общества "Россия в красках"
Возрожденный собор во имя Всех Святых на земле Российской просиявших
Символ русского духовного присутствия на Святой Земле 2006 год
Фотоархив Общества "Россия в красках"
Таким образом, русская архитектура на Святой Земле ни в коей мере не была однородна. Два ранних ее этапа – этап Палестинского комитета (1860-е гг.) и этап архимандрита Антонина (1870-е – 1890-е гг.) – были насыщены идеологическим содержанием и выполняли репрезентативную функцию. Два же последних этапа - Императорского Православного Палестинского общества (1880-е – 1900-е гг.) и архимандрита Леонида (начало ХХ-го века) были гораздо более функциональными и ориентировались на непосредственную практическую пользу. Церковь Марии Магдалины, которая является самым ярким и запоминающимся русским зданием в Иерусалиме, должна рассматриваться в совершенно отдельном контексте, не имеющем отношения к развитию русского строительства на Святой Земле