Русская архитектура на Святой Земле
Появление русско-византийского стиля в Иерусалиме нельзя назвать случайным. Кроме того, что с 1841 он был официально утвержденным стилем для строительства православных церквей в России, его главным идеологическим содержанием было единение самодержавия и русского народа, освященное православием. Обращаясь к древнерусскому зодчеству, этот стиль старался воплотить собой народность, однако корни этой народной самобытности лежали не в самой России, а в Византии. Таким образом, этот стиль подчеркивал связь между вторым Римом – Константинополем и Римом третьим – Москвой и «утверждал», что Россия является истинной наследницей Византийской империи. [17] Несомненно, еще один важный фактор сыграл роль в выборе стиля Троицкого собора. Историзм предполагал строительство новых зданий в стиле, подходящем к месту строительства. Так как современники зачастую видели прообраз византийского зодчества в Храме Гроба Господня, [18] то именно византийский стиль был в их глазах наиболее соответствующим строительству в Иерусалиме.
Вторая стадия русского строительства связана с деятельностью Архимандрита Антонина Капустина, возглавлявшего Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме с 1865-го по 1894-й год. В отличие от предыдущих начальников миссии, пытавшихся теми или иными способами исправить положение в Иерусалимской Церкви, архимандрит Антонин сосредоточился на русских паломниках, археологических раскопках, покупке земельных участков и строительстве. По его собственным словам, его задачей было «утвердить и закрепить имя русское в Святой Земле Обетованной так, чтобы мы были в ней не только гостями, а в известной доле хозяевами на утешение своим и на страх чужим по вере и духу». [19]
Гражданские здания, построенные Антонином в 1870-х – 1880-х годах на купленных им участках (приюты для паломников в Яффо, Хевроне и Иерихоне, [20] здание школы в Бейт-Джале, дома на Масличной горе), были простыми, одно- или двухэтажными, и совсем не торжественными. Их единственными украшениями были сдвоенные или строенные окна, объединенные аркой – один из мотивов византийской архитектуры. Архимандрит Антонин долгое время был настоятелем посольских церквей в Афинах и в Константинополе и имел замечательную возможность изучить греко-византийское зодчество.
Еще более сильно влияние византийской архитектуры выражено в церквях Антонина. Архимандрит построил на Святой Земле три церкви – Иконы Казанской Богоматери в Эйн-Кареме (1880-1883), Спаса на Масличной горе в Иерусалиме (1882-1886) и Апостола Петра и Св. Тавифы в Яффо (1888-1893). В опубликованных до революции материалах встречается одно упоминание о том, что церковь в Яффо была построена по проекту самого Антонина, без участия профессионального архитектора, [21] однако на основе сходства всех трех церквей можно было сделать вывод о том, что все три здания были спроектированы им самим. Последние публикации документов подтверждают это предположение. [22] Характерным элементом церквей Антонина являются высокие колокольни – в Эйн-Кареме и на Масличной горе они стоят отдельно, а в Яффо колокольня как бы приставлена к основному объему церкви.
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Горненском монастыре
Фотоархив Общества "Россия в красках"
Вид на Вознесенскую церковь с колокольней в русском монастыре на горе Елеон Фотоархив Общества "Россия в красках" |
Храм св. ап. Петра в Яффо Фото В.Левин |