Русская архитектура на Святой Земле
Свято-Троицкий собор и угол здания РДМ в Иерусалиме
Фотоархив Общества "Россия в красках"
Иностранцы рассматривали русские постройки как крепость, доминирующую над городом («Русское подворье» было одной из первых построек появившихся вне стен Старого города).[7] И действительно, русские гражданские здания похожи на казармы. Их казарменно-казенный характер подчеркивается и вторичным использованием этих двух зданий: женское подворье использовалось англичанами как тюрьма, и ныне в нем расположен музей еврейских подпольщиков, а мужское подворье использовалось как камера предварительного заключения и в этом же качестве оно служит и сегодня.[8] Два фактора определили казарменно-казенный характер русских гражданских построек – внутренняя планировка и стиль зданий. Более трех четвертей русских паломников составляли крестьяне и около половины остальных были выходцами из городских низов,[9] и все они размешались на нарах в громадных залах. Только для паломников из высших классов были отведены отдельные комнаты в здании миссии. Стиль этих зданий можно определить как поздний русский классицизм (его характерными чертами являются массивность, симметрия фасадов, акцент на центральной части здания, треугольные фронтоны, подчеркивающие входы). Само расположение зданий на участке очень классицистично – главное место занимает Троицкий собор, вокруг которого симметрично расположены остальные здания. Еще в 1830-х годах классицизм критиковали именно за его «казарменность»,[10] и к середине XIX-го века он почти вышел из употребления в России. Однако идеологическое содержание классицизма, а именно ярко выраженная идея государственности, оказалась подходящей для зданий, которые должны были олицетворять собой великую Российскую Империю в маленьком и скромном Иерусалиме.
Главным сооружением «русских построек» является Троицкий собор (освящен в 1872 г.). У здания собора, кроме основной религиозной цели, было три задачи. Во-первых, он должен был представлять русскую православную церковь перед жителями Иерусалима и давать им возможность увидеть торжественное русское богослужение. [11] Во-вторых, он был призван уменьшить зависимость русского духовенства от Иерусалимский патриархии, которой принадлежали все православные церкви. В-третьих, собор должен был удовлетворять духовные нужды русских паломников, которые не были привычны к греческому богослужению. [12] Репрезентативная функция собора была выражена в его стиле, который можно определить как русско-византийский. Этот стиль появился в русской архитектуре в 1830-х годах как одно из анти-классицистических направлений, его основой были средневековая русская архитектура, опиравшаяся на византийские традиции, и сохранившиеся византийские церкви, исследование которых только начиналось. [13] По объяснению Б.П. Мансурова – одного из руководителей российской политики в Палестине в 1850-е – 1880-е годы, «план храма, как по внешнему так и по внутреннему его расположению, составлен на точное подобие древних монастырских храмов на Востоке, тип зодчества коих сохранился доселе на Св. Афонской горе и слывет по преимуществу византийским». [14] Строитель собора М.И. Эппингер как нельзя более подходил к выполнению такой программы, т.к. в 1850-х он занимался изучением византийских построек на Афоне. [15] Троицкий собор сочетает в себе типичные греко-византийские черты, как то крестообразный план, образуемый тремя полукруглыми конхами, как принято на Афоне, и черты непосредственно русские – пятиглавие и характерные русские наличники. Даже наличие некоторых элементов итальянской архитектуры, [16] не мешает тому впечатлению «русскости», которое создается внешним видом Троицкого собора.