Инженерная подготовка территории поселений
В местах взаимных пересечений улиц и дорог в одном уровне рекомендуется, чтобы их продольные уклоны не превышали 20-30%о, для мостов уклон -30%о. Места пересечения с ж/д участка автомобильных дорог устраивают безуклонными на протяжение не менее 10 м в каждую сторону.
Участки проезжей части улиц и дорог с различными продольными уклонами сопрягаются между собой с помощью криволинейных вставок. Радиусы их даны в СНиПе
Поперечные уклоны
поверхностей проезжей части устанавливают в зависимости от типа покрытия и принимают: для асфальтированных и из ж/б плит-20 %о; для мостовых, покрытий из щебня, гравия, обработанных вяжущем-25 %о; для щебеночных и гравийных-30%о.
Поперечные профили проектируются в соответствие с установленными элементами, входящих в их состав (проезжая часть, полоса озеленения, тротуары, велодорожки, обочины, кюветы). Поперечный профиль, отображающий все ее элементы, называют типовым конструктивным,
профили, устанавливающие высотные отметки всех переломных точек- рабочими профилями.Рабочие профили проектируют перпендикулярно оси дороги через 20 м. на застроенных участках и через 100м. при спокойном рельефе.
Тротуарам и газонам придают односкатную поверхность с поперечным уклоном к проезжей части, проезжей части придают одно или двухскатную поверхность. Односкатную придают проезжим частям с односторонним движением шириной до 10,5 м, остальным двухскатную, при большой ширине- полигональную поверхность. Пешеходные дорожки обычно имеют параболические очертания
Продольные уклоны
проектируются в основном по оси проезжей части. Принципы построения продольного профиля:
1. продольные уклоны назначают в соответствие с рекомендуемыми (СНиП) при минимальном объеме земляных работ. Переломные отметки продольного профиля назначаются с таким расчетом, чтобы при сохранение типовых элементов поперечного профиля и их нормативных уклонов по возможности сохранить существующие отметки поверхности вдоль «красных линий»., что исключает перепланировку рельефа прилегающей территории. При ограниченных поперечных уклонов это условие достигается за счет изменения поперечных уклонов газонов (уменьшение их с подуклонной стороны и увеличение с нагорной). При значительных поперечных уклонов элементы улицы устраивают на разных уровнях при помощи подпорных стенок, террасовых участков.
2. при местных неровностях и необходимости изменения уклона продольные профили проектируют методом секущих линий со срезкой отдельных выступающих участков и засыпкой пониженных мест.
3. число переломных точек ограничивают, стремясь увеличить расстояние между ними.
4. наиболее пониженные места располагают обычно на местах пересечений с другими улицами, в направление которых осуществляют отвод поверхностных вод, или в местах возможного водосброса. Если это сделать невозможно, оборудуют улицы подземной ливневой канализацией.
5. конечные точки проектируемых продольных профилей должны иметь нулевые рабочие отметки
Положение проектной линии продольного профиля характеризуются проектными отметками, уклонами, длиной участков между точками перелома продольного профиля. В точках изменения уклонов возникают углы, образующие выпуклые и вогнутые переломы продольного профиля. Выпуклые переломы ухудшают видимость и могут вызвать аварии при переезде его через гребень, на вогнутых переломах под действием центробежной силы возникает перегрузка рессор. Для обеспечения плавности движения в местах переломов прямолинейные участки должны сопрягаться кривыми вставками, их радиус зависит от расчетной скорости движения, чем больше скорость, тем больше радиус кривых.
Нормативные требования к размещению объектов благоустройства и озеленения.
Элементы благоустройства:
· Городские улицы, дороги и их одежды.
· Проезды, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки
· Малые архитектурные формы.
· Озеленение улиц и дорог, микрорайонных территорий
· Спортивные, игровые, хозяйственные площадки
· Освещение улиц и дорог
· Инженерные сети и т.д.
Дорожные одежды
устраивают на специально подготовленном полотне, габариты которого соответствуют принятому конструктивному профилю. Земляное полотно- это выемка, в которое укладывается дорожная одежда. С закрытой системой водоотвода земляное полотно охватывает всю ширину ее частей. С открытой- только проезжую часть и обочину. На внутриквартальных проездах без тротуара ширину земляного полотна увеличивают на 0,5 м. с двух сторон. Земляное полотно располагается выше у.г.в. и горизонта вод длительного стояния. Дну земляного полотна придают продольный и поперечный уклоны, используют дренирующие грунты. В зависимости от условий применения выбирают различные типы и материал покрытий, рассчитывают их толщину. Различают: -усовершенствованные