Инженерная подготовка территории поселений
Микрорайонные территории.
Принцип планировки территории жилых районов в виде укрупненных кварталов и микрорайонов позволяет изолировать жилые дома от уличного шума, удовлетворить потребности в отдыхе и отказаться от сплошной периметрической застройки, сооружения угловых домов, применяя принцип свободной планировки. при такой застройке уменьшаются затраты на устройство улиц, проездов, вертикальную планировку и т.д.
Основные задачи вп микрорайона города заключается в высотном размещении путей для внутри микрорайонного транспорта и пешеходного движения, в правильном и экономичном размещение избыточных масс грунта из котлованов под здания и подземных сетей. Вп микрорайона влияет на архитектурно-планировочное решение и высотное расположение зданий внутри района.
Исходным материалом для вп микрорайона является проектные отметки окружающих улиц и их пересечений, глубина заложения подземных сетей. Внутри микрорайона должна быть развитая сеть пешеходных дорожек с выходом к местам стоянок автомобилей.
Вп микрорайонной территории следует вести в привязке к опорным отметкам по «красным линиям», получаемым при проектирование улиц в соответствие с генеральной схемой и схемами вп отдельных участков городской территории. Отметки в промежуточных точках, в том числе на въездах на микрорайонные территории, надо определять по задаваемым опорным отметкам и проектным уклонам вдоль улиц. В соответствие с ними, намечаемым архитектурно-пространственным решением, типами зданий и условиями застройки проектируют вп территории.
При проектирование вп предусматривают сток дождевых вод в направление прилегающих улиц с размещением перед ними водоприемных колодцев водосточной сети. При расположении микрорайонных территорий на пониженных участках по отношению к лоткам проезжей части прилегающих улиц, следует принимать решения, исключающие возможность попадания поверхностных вод с улиц на микрорайонные территории. Для этого примыкающие к улицам проезды приподымают по отношению к лоткам улиц, устанавливая въездные борта, а проездам на протяжение 20-25 м. придают уклон 10-20%о в сторону улиц.
Тротуары также возвышают над проездной частью улиц на 15 см.и придают поперечный уклон в сторону проезжей части. В местах примыкания микрорайонных проездов к улицам продольные уклоны проездов не должны превышать 20-30 %о.
Малопригодные под застройку территории отводят под озеленение, с устройством подпорных стенок, откосов и т.д.
Важно высотное расположение зданий, удобство подхода, подъезда, обеспечение водоотвода от здания. От здания обязательно проектируют уклоны, особенно от зданий с цокольными этажами. При удаление проезда от здания на 3 м. отметка отмостки здания должна быть выше отметки лотка проезда не менее 18 см., из расчета высоты борта проезда 15 см. и поперечного уклона тротуара не менее 10 %о .
Площадки различного назначения на территориях микрорайона проектируют с разной формой поверхности. Хозяйственные и детские устраивают обычно одно- или двухскатные с уклоном 5-30%о, спортивные- двухскатные, реже 4-с уклонами 4-5 %о. учитывая малые уклоны, поверхность площадок планируют тщательно и предусматривают повышение их над прилегающей территории на 0,5 м. для стока вод и быстрого высыхания после дождя.
Городские улицы и дороги
При проектирования вп городской улицы решают вопросы инженерного благоустройства, н-р: вертикальная планировка улицы и прилегающей к ней территории, организация движения транспорта и пешеходов на перекрестках, прокладка подземных инженерных сетей, организация водоотвода, освещение, озеленение и т.д., учитывая , что городская улица не только дорога, но и часть городского архитектурного ансамбля.
Продольные и поперечные уклоны улиц и дорог и их элементов должны быть не более допустимых по СНиП, которые зависят от расчетного скоростного режима и категории дорог.
Категория улиц и дорог |
Расч.скор. движ. |
мах прод.уклоны |
Скоростные дороги |
120 |
40 |
Магистральные улицы и дороги общегородского значения: непрерывного движения регулируемого движения районного значения дороги грузового движения |
100 80 80 80 |
50 50 60 40 |
Улицы и дороги местного значения: жилые улицы дороги пром. и складских районов |
60 60 |
80 60 |
Пешеходные улицы и дороги |
- |
40 |
Проезды |
30 |
80 |