Инженерная подготовка территории поселений
3) По диагонали к горизонтали, т.е. комбинация двух предыдущих схем. В этом случае за счет увеличения расстояния между перепадом отметок рельефа обеспечивается необходимый уклон.
При значительных уклонах местности застройку размещают по террасам, а дорожно-уличную сеть трассируют по серпантинам.
Вп оказывает большое значение на благоустройство территории, в первую очередь это обеспечение стока поверхностных вод в виде талых снеговых, дождевых; удобство прокладки подземных трубопроводов, учитывая, что сеть водостоков и фекальных вод безнапорные и для обеспечения движения этих вод необходим уклон (продольный уклон минимум 5%0 в отдельных случаях допускается 4). Недоучет этих обстоятельств приводит к необходимости строительства дорогостоящих и сложных сооружений (дюкеры, акведуки, станции перекачки).
Вп территории города предшествует вп сети улиц и дорог, при которой устанавливаются проектные (красные) отметки на линиях, ограничивающих с двух сторон в плане площадь, занимаемую улицей или дорогой, называемой «красными линиями». Вп прилегающей к красной линии территории для застройки и благоустройства разрабатывают с обязательной привязкой к проектным (красным) отметкам, являющимся руководящими.
Стадии и методы вертикальной планировки
Проекты вп разрабатываются в одну или в две стадии. Одностадийный проект разрабатывается при проектирование несложных и небольших по площади объектов, чаще в 2 стадии. На первой стадии составляют проектное задание, разрабатываются предложения по изменению рельефа в соответствие с архитектурно-планировочным заданием и инженерно-техническими требованиями; сопровождается подсчетом земляных и прочих работ и сметно-финансовый расчет. На второй- рабочие чертежи подробную сметную документацию.
Для проектирования вп городов исходными материалами являются генпланы, материалы геодезических и гидрогеологических изысканий с отображением рельефа местности при помощи горизонталей. На планах показана система дорожно-уличной сети с классификацией улиц и дорог, границы отдельных районов, характеристика застройки, система канализования, мероприятия по инженерной подготовки, места расположения сооружений и требования к ним (мосты, тоннели и т.д.), пересечения улицами и дорогами магистральных автомобильных и ж/д путей, линии высоковольтной передачи, подземных сооружений, указывают отметки их; при пересечение рек- их наименьший и максимальный и судоходный горизонт, категории рек и т.д.
Исходным материалом для проектирования вп конкретной местности является планы с красными линиями и высотными отметками, продольные, поперечные профили с геологическими разрезами. На планах отражен рельеф, все наземные сооружения, зеленые насаждения, подземные инженерные сети с отметками. На отдельные здания составляются инвентаризационные ведомости. Данные отражают в технических паспортах, составляемых по объектной (изыскания ведутся горгеотрестами или проектно-изыскательной организацией). На планах отмечают горизонтали, отметки в характерных точках, отметки входов в здания, приямков, крышек колодцев подземных сетей, дорожных покрытий, оснований стволов крупных деревьев и т.д.
Необходимо обеспечить согласованность решений вп с горизонтальной планировкой, с вп районов и города в целом. Поэтому проекты вп являются частью архитектурно-планировочных проектов на всех стадиях разработки.
В зависимости от стадийности проектирования разработка вп производится тремя способами:
ü Методом проектных (красных) отметок;
ü Методом продольных и поперечных профилей
ü Методом проектных (красных) горизонталей.
Метод проектных отметок
является первым этапом высотного решения территории.
Сущность заключается в том, что на схеме генплана, выполненного на геодезической подоснове, отображающих существующий рельеф территории в отметках или горизонталях, в характерных точках наносят проектные (красные) отметки.
Проектные отметки и намечаемые уклоны характеризуют планируемый рельеф и определяют организацию поверхностного стока дождевых и талых вод.
В схеме вп проектные и существующие отметки ставятся по осям улиц и дорог в точках их пересечения и в местах намечаемых изменений уклонов. Разность между проектными и существующими отметками называют рабочими, которые определяют величину насыпи (+) или выемки (-). Участку между точками придают прямолинейное очертание. Оптимальные уклоны определяются отношением разности существующих отметок к их расстоянию, далее уклоны корректируются с учетом благоприятных их значений и окончательно назначаются.