Анализ современного состояния строительного комплекса Ставропольского края
Сумма начисленных субсидий также возросла на 46% и составила 558 млн. рублей. При этом, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе составила 22%, что соответствует установленному на 2004 год федеральному стандарту.
Средний размер субсидии в месяц на 1 семью возрос на 24,8% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 491,2 рубля, а в отдельных городах он составил:
- Ставрополе-673,3руб.;
- Железноводске-797руб.;
- Лермонтове-926руб.;
- Кисловодске - 663руб.;
- в районах
- Благодарненском-514 руб.;
- Изобильненском –700руб.;
- Кочубеевском-759 рублей.
Из числа субсидируемых семей в крае 76,1% составляют граждане, проживающие в частном жилищном фонде (приватизированные квартиры –58%), 18,1% – в муниципальном, 4,7% – в государственном, 1,1% – в ведомственном.
Доля семей получающих субсидии в различных районах и городах колеблется от 5,4% до 19% от их общего числа.
Наибольший процент населения, которому предоставляются субсидии, достигли гг. Лермонтов (17,8%), Георгиевск (17,6%), Кисловодск (10,7%), Железноводск (12,8%), Буденновск и Буденовский р-н (14,5%), районы Курский (14,1%), Изобильненский (16,9%), Благодарненский (19,1%), Александровский (15,5%), Апанасенковский(16,1%), Новоселицкий(14,1%), Левокумский(16,2%).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 утверждено новое Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Одним из направлений в крае в 2005 году является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан.
Так, г.г. Лермонтов, Буденновск и Буденновский район уже приступили к формированию базы данных по лицевым счетам граждан.
Основная идея эксперимента состоит в переводе потоков бюджетной помощи от предприятий ЖКХ населению.
Наряду с предоставлением субсидий в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Затраты предприятий жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края, связанные с предоставлением льгот, за 2004 год составили 571,8 млн. рублей. Возмещение затрат предприятиям ЖКХ, связанное с предоставлением льгот гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг составило 446,2 млн.рублей (78% от потребности), что естественно ухудшает их финансовое состояние.
Обозначенные проблемные вопросы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края вовсе не относятся к тем задачам, которые были бы не под силу. Объединив усилия, взяв на вооружение опыт лучших предприятий и организаций, можно преодолеть трудности и вывести строительный комплекс на требуемый уровень надежного и качественного функционирования.
Ход проводимых в отрасли преобразований может быть существенно ускорен, если признать как негативные, и исключить следующие факторы, это:
1. поспешный и не всегда оправданный уход государства из сферы жилищно-коммунального хозяйства;
2. перекладывание проблем на органы местного самоуправления;
3. несовершенство и неполноту законодательства;
4. отсутствие комплексного подхода к реформированию отрасли.
Необходимость активного участия Правительства Ставропольского края и государства в целом в процессе реформирования и обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса определяется тем, что отрасль является не просто одним из секторов экономики, но и сферой жизнеобеспечения, обуславливающей состояние национальной безопасности. Поэтому государство и местные власти в полной мере должны нести ответственность перед гражданами за результаты деятельности в отрасли. Необходимо срочное принятие конкретных мер по реализации развития строительного комплекса Ставропольского края.