Анализ современного состояния строительного комплекса Ставропольского края
Ипотечное кредитование – один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения частных инвестиций в жилищную сферу.
На сегодняшний день в Ставропольском крае более 75 процентов семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решают эту проблему не более 1-1,5 процента семей.
В целях формирования платёжеспособного спроса на жильё со стороны населения Агентством разработана и внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования, предусматривающая рефинансирование Агентством кредитов, выдаваемых во всех регионах страны по единым стандартам.
Ставропольский край стал 56 регионом в Российской Федерации, где стартовала государственная ипотека. Результаты работы ипотечного агентства «Свой дом» в 2004 году таковы: выдано 35 кредитов на сумму 21 млн.рублей. Могли выдать 300 кредитов на 144 млн.рублей. Не освоено 119 млн. рублей федеральных средств. Причины этого кроются в том, что для выкупа закладных в обороте у регионального оператора должно было находиться 26 млн.рублей в течение всего года. Фактически было получено 5 млн. рублей в июле 2004 года и 15 млн. рублей в декабре, которые начали работать в 2005 году. Поэтому программу 2005 года придется сорвать. Федеральным агентством предусмотрено выделить Ставропольскому краю в 2005 году 260 млн. рублей, что позволит обслужить 600 семей. Для своевременного выкупа закладных у ГУП «Свой дом» в обороте должно находится 32 млн. рублей краевых средств. В настоящее время в обороте находится 15 млн. рублей, 26 млн. рублей, предусмотренных в бюджете Ставропольского края на 2005 год, по сей день не возможно получить в министерстве финансов. В лучшем случае, если удастся получить указанные средства до 20 марта текущего года - представится возможность обслужить 450 кредитов.
Развитие жилищного строительства невозможно без развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии, повышения технического уровня производства, расширения ассортимента и качества выпускаемых материалов, конструкций и изделий. За 2004 год предприятиями промышленности строительных материалов произведено продукции на 1305,5 млн. рублей или на 15,5% выше уровня 2003 года, на 36% увеличен выпуск сборного железобетона, на 36,8% нерудных строительных материалов (см. приложение табл.2.5).
Стабилизация работы предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии характеризуется увеличением по сравнению с 2003 годом численности работающих на 5%, среднемесячной заработной платы на 16,7 %.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края в 2004 году принимало участие в реализации 9 федеральных и 4 краевых целевых программ.
На финансирование объектов, включенных в федеральные программы предусматривалось выделение 672 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 477 млн. рублей, из краевого бюджета для их софинансирования – 195 млн. рублей. Фактически получено 587 млн. рублей или 87,7 % предусмотренного, в том числе: 485 млн. рублей из федерального бюджета, что составило 101,7% и 102 млн. рублей из краевого бюджета -52%. Выполнено работ в сумме 592 млн. рублей, что на 1 % больше поступившего финансирования.
Одной из наиболее значимых целевых программ является федеральная целевая программа "Юг России". Программой на 2004 год по Ставропольскому краю утверждены лимиты из федерального бюджета в объеме 267,2 млн. рублей.
На софинансирование 15 объектов программы предусмотрено выделение из бюджета Ставропольского края 109,6 млн. рублей.
За 2004 года фактически получено:
- из федерального бюджета 267,2 млн. рублей или 100% предусмотренного;
- из краевого бюджета получено 71,7 млн. рублей или 76% утвержденных годовых лимитов.
Фактически выполненные объемы работ составили 328 млн. рублей или 104 %, предусмотренного программой.
В рамках федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы" в Ставропольском крае в прошедшем году реализовывалась подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Первоначально на реализацию указанной подпрограммы предусматривалось выделение из федерального бюджета 1,46 млн. рублей, из дополнительных доходов краевого бюджета 1,0 млн. рублей.