Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам
Портьеры и обивку стульев из мастерской Фолио (1774 год) заново выткали по сохранившимся образцам малиновой дамасской ткани с золотыми галунами, что позволило воссоздать в этом кабинете одну из наиболее полных обстановок во всем Версальском замке.
Дверь из Внутреннего кабинета ведет непосредственно в задний кабинет с полками для хранения бумаг, свидетельствующих о том, что именно здесь занимались делами как Людовик XV, так и его внук Людовик XVI.
Новые залы. До Людовика XV здесь располагались галерея, построенная в 1684 году, а еще раньше - апартаменты Мадам де Монтеспан; пять окон выходили в Королевский двор, а с двух концов галереи находились два салона. Роспись плафона была выполнена Миньяром.
В 1752 году эта галерея и прилегающие к ней салоны были разрушены с тем, чтобы обустроить в непосредственной близости с королевскими покоями апартаменты для Мадам Аделаиды, дочери Людовика XV. Принцесса проживала здесь до 1769 года. Затем залы, составляющие ее апартаменты, присоединили к внутренним покоям Короля и назвали Новыми залами.
Первая комната носит название «позолоченного сервиза», здесь ранее располагался Внутренний кабинет Мадам Аделаиды. За ним находится бывший банный кабинет Людовика XV, перестроенный для Людовика XVI в «уединенный задний кабинет», известный также под название кабинета с Сейфом.
К Новым залам относятся также библиотека, оборудованная в 1774 году по восшествию на трон Людовика XVI. Это - первое по времени творение архитектора Жак - Анжа Габриеля.
Из библиотеки мы проходим в столовую (бывший большой кабинет Мадам Аделаиды), при Людовике XVI она называлась «Фарфоровой столовой». В самом деле, под Рождество Король устраивал в этом зале ежегодные выставки новинок Севрской фарфоровой мануфактуры.
За столовой идет Бильярдный зал, убранство которого было изменено в XIX веке. Внутренние апартаменты Короля завершаются салоном для игр Людовика XVI, оформление которого законченно в 1775 году. Ранее здесь находился кабинет Диковинок и Редкостей Людовика XIV, а позднее - первая передняя Мадам Аделаиды. Деревянная отделка выполнена заново, в зале восстановлен уничтоженный в XIX веке камин. Кроме того, в этой комнате собрана значительная коллекция мебели, которая в свое время была специально изготовлена для нее.
На антресолях, расположенных над покоями Короля и выходящих окнами в Мраморный и во внутренние дворы, для Людовика XV обустроили Малые апартаменты, носящие сегодня название Малые Кабинеты Короля.
В них в разное время проживали придворные и некоторые слуги короля. В связи с тем, что сообщение между королевскими покоями и этими помещениями облегчалось за счет потайных лестниц, монарх распорядился устроить в них ряд кабинетов для отдыха и досуга: библиотеку, физический и химический кабинеты, вольеры, ванную комнату, малую столовую…
Кроме этого, Людовик XV приказал выделить в этих кабинетах квартиру для своих любовниц, начиная с Мадам де Майи и до последней - Мадам дю Барри.
После его смерти Людовик XVI отлучил от королевского двора Мадам дю Барри, а ее квартиру отдал в распоряжение министру Морепа и герцогу де Вилькье, который в то время занимал пост Первого дворянина Комнаты короля. По примеру деда, он сохранил другие комнаты, которые служили ему рабочими кабинетами.
Квартиру над салонами Меркурия и Аполлона с окнами на парк, некоторое время занимала Мадам де Помпадур; сохранившаяся в ней обстановка дает представление об убранстве квартир придворных в Дореволюционную эпоху.
Северное крыло второго этажа Версальского замка замыкает Королевская опера. Музыка всегда присутствовала в жизни Версаля. Появление и расцвет французской оперы тесно связаны с эпохой Людовика XIV, и можно только удивляться столь позднему строительству оперного зала в версальском дворце.
До постройки существующей ныне Королевской оперы в Версале неоднократно устраивались временные залы для спектаклей. В 1700 году один из них был устроен в вестибюле Принцев крови. В бытность мадам де Помпадур в Малой галерее, а затем на Посольской лестнице, были оборудованы театральные залы. Местом проведения больших празднеств служили также Манеж и Большая конюшня.
В 1685 году машинист сцены итальянец Вигарани представил проект зала (предполагалось разместить его на месте современной Оперы), который так и не был осуществлен в связи с войнами, выпавшими на последние годы правления Людовика XIV. И лишь в 1748 году Людовик XV поручил своему первому архитектору Жак - Анжу Габриелю спроектировать зал для спектаклей. В течение двадцати лет Габриель трудился над проектом, постоянно исправляя и улучшая чертежи. Семилетняя война прервала уже было начатые работы. Габриель был уже на грани отказа от осуществления своего проекта, когда вдруг Людовик XV принял решение продолжить строительство и закончить его ко дню бракосочетания Дофина, будущего Людовика XVI с эрцгерцогиней Марией Антуанеттой, которое состоялось двадцать один месяц спустя.