Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам
Зал Караула Королевы. До 1676 года на этом месте находились трибуны часовни, которая затем была перенесена в соседнее помещение. Тогда настелили пол и мраморными панелями украсили стены. В 1680 году здесь оборудуется зал Караула Ее Величества.
Над дверьми укрепляются барельефы из позолоченного металла, выполненные Легро и Массу. Живописное убранство составляют полотна Ноэля Куапеля; пять центральных фрагментов его плафонной росписи первоначально предназначались для салона Юпитера (расположенного мА месте сохранившегося до наших дней салона Войны). На угловых полотнах фриза художник изобразил придворных Людовика XIV, как бы склонившихся над ложной балюстрадой. Две картины, расположенные над камином и на противоположной стене, также посвящены легенде Юпитера - это «Принесение в жертву Властителя Олимпа» и «Корибанты, танцами мешающие Сатурну услышать крики молодого Юпитера». Справа от камина заметна дверь, ведущая во Внутренние кабинеты Королевы.
При выходе из Больших покоев Королевы мы попадаем в Зал Коронования. Этот зал названием своим обязан картине Давида, который запечатлел момент коронования Наполеона I; она была перенесена в этот зал по приказу Луи-Филиппа. С 1676 по 1682 год здесь находилась дворцовая часовня, впоследствии это место отводится под Большой караульный зал. Именно в нем ежегодно в Великий четверг проводилась церемония Тайной Вечери, во время которой коленопреклоненный монарх Франции торжественно совершал обряд омовения ног тринадцати мальчикам из бедных семей. В 1732, 1771 и 1787 годах Людовик XV, а затем и Людовик XVI собирали здесь чрезвычайные заседания Парламента, на которых произносился вердикт Короля.
Начиная с эпохи Луи-Филиппа, зал украшают три большие композиции. «Коронование Императора» и «Орлы на Марсовом поле» были заказаны Наполеоном Давиду. Что касается» Битвы при Абукире», расположенной прямо напротив окон, она была заказана Маратом художнику Гро. Аллегорические фигуры Мужества, Гения, щедрости и Постоянства кисти Жерара венчают дверные проемы. На плафонной росписи можно видеть аллегорию на Восемнадцатое Брюмера, выполненную Кале.
Установленная в центре зала колонна из севрского фарфора и бронзы - заказ Наполеона в память о битве при Аустерлицем.
Зал 1792 года. Комната, сегодня называемая Залом 1792 года, первоначально была проходной, по которой можно было попасть из Большого караульного зала (ныне - Зал Коронования) на Лестницу Принцев крови, а затем - в Южное крыло. Являясь залом для приемов купцов при Людовике XV, в эпоху Людовика XVI эта комната превращается в зал Швейцарского полка. Живописные полотна, украшающие стены, вызывают в памяти военные походы 1792 года.
Зал 1792 года открывает вход во Флигель Принцев крови, иначе называемый Южным крылом. Построенный в 1678-1682 годах архитектором Ардуэн-Мансаром, снаружи он сохранил свой первоначальный вид до наших дней, но этого нельзя сказать о внутреннем убранстве. В аттике располагались четырнадцать апартаментов, которые при желании можно было разделить на большее количество, на втором этаже - пять Больших апартаментов. Открытые галереи, расположенные на обоих этажах, выходили своими стройными арками на восток, где раскинулись внутренние дворы; аркады соединялись многочисленными лестницами, две саамы большие из них обрамляли флигель с двух концов и носили названия Провансальской и Принцев крови.
Но главным украшением Южного крыла служит, конечно же, Галерея батальной Живописи, место для сооружения которой выбрал Луи-Филипп. Насчитывающая 120 метров в длину и 13 метров в ширину, эта галерея занимает весь второй этаж Южного крыла. Собранная в ней коллекция картин большого формата хранит память о главных военных походах в истории Франции. Проект торжественного декора, созвучного историческим полотнам, принадлежит архитекторам Фонтену и Неве. Картины запечатлели 14 веков истории Франции, начиная с битвы Хлодвига при Тобиаке в 496 году и до Ваграмской победы Наполеона в 1809 году.
Пройдя по лоджии, прилегающей к лестнице Королевы, мы пересекаем зал Караула и Первую переднюю (или Аванзал Большого столового прибора); строгое убранство этих двух залов относится к 1692 году. Затем мы попадаем в Приемную с Овальным окном, это окно, расположенное в нижней части плафона, расписанного сценами детских забав, по форме напоминает бычий глаз, - отсюда и пошло его название. Ежедневно в этом зале, убранство которого завершилось лишь в 1701 году, у дверей в Комнату Короля придворные ожидали, когда наступит момент церемонии» утреннего вставания» или «вечернего отхода ко сну».
Все эти залы, а также кабинет Государственного совета в единстве составляют Королевские покои. В отличие от Больших покоев, которые, прежде всего, служили для парадных приемов, в этих покоях монарх действительно жил. Именно здесь проходили различные ежедневные церемонии, порядок которых определял дворцовый Этикет.