Архитектурно-художественная композиция Версальского дворца: путешествие по залам
Эти залы имеют сегодня двойное значение: с одной стороны, они входят в экспозиции Музея истории Франции, ас другой стороны, они хранят дух эпох, предшествующих созданию этого Музея.
Залы эпохи Революции. Четыре зала, расположенные в аттике Шимей, посвящены первым событиям Революции, которые произошли в Версале. Одно из основных произведений экспозиции - большой эскиз картины «Клятва Же де Пом», выполненный Давидом. Здесь также не забыты события 1792 года: Карто написал большой портрет Людовика XVI, наделенного полномочиями конституционного монарха, а Берто изобразил штурм дворца Тюильри, который состоялся 10 августа 1792 года.
На незаконченном Куршанским портрете Марии Антуанетты и сегодня заметны следы от уколов штыком, нанесенные ворвавшимися в замок вооруженными мятежниками.
Залы Консульства и Империи. Луи-Филипп собрал в Версале практически все полотна, заказанные Наполеоном I для прославления собственных побед. И вряд ли потому, что потомок Людовика XIII испытывал безграничную любовь к Империи, но из чувства справедливости и, признавая историческое значение произведений, которые хранились в запасниках с момента второго отречения Наполеона I. Рассматривая события имперской эпохи в одном ряду со всеми другими периодами истории Франции, он одновременно надеялся нейтрализовать оставшихся в живых деятелей этой бурной эпохи.
Залы Южного флигеля хранят память о грандиозном проекте Короля - «Гражданина». Последние работы в аттике позволили точнее восстановить хронологию событий эпохи Империи.
Залы XIX века. Музей истории Франции постоянно пополнялся свои коллекции и после 1848 года, независимо от политического режима. В XIX веке под экспозиции отводятся залы аттики северного крыла со стороны парка, а вместе с ними - семь больших залов на втором этаже этого же корпуса, выходящих окнами на улицу Резервуар и внутренние дворы.
На фоне обширной панорамы исторической живописи, которую государь задумал в целях примирения своих подданных, особенным стилем выделяются работы современных художников.
Кроме портретов политических деятелей Франции и членов их семей, мы находим в залах XIX века полотна, отражающие колониальные завоевания, а также портреты писателей, таких как Ламартин или Виктор Гюго.