Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности
Поэтому, если один человек сказал, что "важнейшим из всех искусств для нас является кино" (это для них, потому что им нужно было одурманивать народ своей идеологией), я же скажу, что для человека свободного общества важнейшим из всех искусств и видов деятельности является архитектура. Потому что в ней человек рождается, живет, развивается, любит и ненавидит, воспроизводит себе подобных, умирает и остается в памяти.
Качество и степень однородности архитектуры определяет лицо и уровень развития общества и фазу его демократизации.
О культуре какого либо времени судят по самому надежному материальному свидетельству - архитектурным памятникам той эпохи, которые являются отражением образа жизни и интеллекта того общества. Возможности развития этого общества заключены в его архитектуре.
Материальное осязание начала истории нашего государства приходит, например, через архитектуру Новгородской Софии и Юрьева монастыря древнего Новгорода. Разве можно найти что-нибудь более осязательное. О культуре рубежа XVI-XVII веков мы судим по сохранившимся соборам Московского кремля. XVIII-XIX века оставил нам центр исторического Петербурга с его пригородными дворцами. Виртуозными стилизациями и стилем Модерн отметился переход от XIX к XX веку. От 1920-х годов остались осколки конструктивизма и рационализма. Наследием сталинской эпохи остались претенциозные пугающие громады редких (всего 7) высотных зданий в Москве и трущобного типа соцгородов в промзонах разных районов страны. О 1950-1960-х годах можно было судить по самому некрасивому, но самому большому стадиону, Кремлевскому дворцу съездов, вторгшемуся в старый Кремль, Новому Арбату и тысячам жилых домов, которые создали определенное лицо своей эпохи, решая социальные проблемы. В 1970-е годы несмотря ни на что начались редкие чудовищно трудные с нерентабельными затратами творческой энергии поиски новых форм и новой архитектуры в "предлагаемых обстоятельствах".
Все это способствовало развитию интеллектуальной памяти поколений. Камень, принявший форму архитектуры гарантировал, как мог, ее сохранность и наглядно иллюстрировал нашу неповторимую историю. Ребенок и взрослый, впервые слышавшие от родителей, учителей, старших друзей рассказы (и, конечно, из книг) о прошлых годах и эпохах, проверяли их подлинность, глядя на здания и сооружения, окружающие его мир. И это - самый сильный импульс развития интеллекта, обладающий огромным потенциалом доверия, пробуждающий любопытство и стремление к знанию и исследованию окружающего мира.
Так архитектура действительно выступает как наиболее надежная форма гарантии интеллектуальной безопасности, страхующая общество от потери культурного потенциала самим своим существованием. Архитектура, благодаря своей относительной долговечности, позволяет обществу временно снижать свой культурный процесс, гарантируя в целом исторический прогресс интеллекта. Погибшие цивилизации в основном только и известны нам благодаря архитектурным руинам и редким уцелевшим памятникам.