Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности
- Наличие персональных мастерских освободило творческий потенциал архитектора. Архитектура стала более разнообразной и персонофицированной. Постепенно исчезает безликость 1960-1970-х годов. Но в последних два года независимых мастерских становится меньше. Их заела бюрократия, взяточничество и мафиозное распределение заказов.
Как же в этих условиях проявилась сама архитектура, то есть искусство композиции пространства для жизнедеятельности человека?
- В целом повысилось качество строительства (там, где хорошо платят) и вместе с ним иногда качество архитектуры.
- Но возникла огромная дифференциация уровня архитектуры для разных слоев населения. Появилась архитектура для богатых и архитектура для бедных. При этом реальным стало право на выбор архитектуры для себя в зависимости от наличия денег. Большое распространение получила коммерческая легковозводимая "архитектура" временных пристроек, торговых палаток, магазинов, кафе и тому подобных объектов, которые легко возникают и бесследно исчезают, внося временные акценты в градостроительный ландшафт. Казалось бы, снят идеологический пресс единственной партии и единственной разрешенной идеологии в прошлом, что в сильной степени влияло на внешнюю архитектуру особенно общественных зданий; но появились иные чисто
Материальные зависимости творческих людей от "хозяев жизни". По-прежнему практикующие архитекторы, может быть, из-за низкой оплаты их труда не в состоянии нормально заниматься серьезными проблемами формообразования в реальной архитектуре. Им не дают для этого времени, и эта работа не оплачивается. У нас нет расценок на разное качество архитектуры! Заказчиков и крупных начальников интересуют совсем другие вопросы. И поэтому, как это не жалко, новые концептуальные идеи архитектурного формообразования, как и прежде приходят к нам либо с Запада, либо с Востока. Иногда какие-то свежие мысли прорываются в стенах Архитектурного института. У нас нет социального заказа на хорошую оригинальную архитектуру. И мы несколько десятилетий с завистью смотрим на Ричарда Роджерса, Альдо Росси, Джеймса Стерлинга, Френка Гери, Заху Хадид и многих других, имеющих свое узнаваемое и неповторимое лицо. В наших условиях архитектор обезличен. Всегда находится какая-нибудь причина, противопожарные нормы или ограниченность заказчика, которые потянут любой оригинальный проект к известным схемам и давно проверенным решениям. Более того, даже, если каким-то чудом архитектору удается сделать что-то нестандартное хорошее по качеству, варварский образ эксплуатации и низкий уровень культуры хозяйственников все равно приведет его к общему знаменателю нашей архитектуры. Ибо она (архитектура), как это не обидно, не может быть лучше того общества, для которого она создается. Оно ей не позволит быть таковой. В этих условиях рынок лучших и наиболее выгодных заказов на архитектурные и градостроительные работы оказался поделенным между ограниченным кругом людей. Выбор заказчиков и авторов делается не с помощью честных открытых конкурсов, а с помощью формальных тендеров, похожих на дешевый фарс, где победитель заранее известен тому, кому надо. Появился в проектном деле закамуфлированный институт авторов-менеджеров. Отсутствие настоящих творческих конкурсов лишило архитектуру притока новых идей и неожиданных решений, которые двигают нашу профессию вперед. Результат: по-прежнему все настоящие новые идеи идут из-за границы, хотя нельзя сказать, что наши архитекторы хуже их. Вульгаризация материальных отношений в архитектуре, строительстве и процессах, связанных с ними, сделала возможным участие в архитектурном проектировании любителей и непрофессиональных специалистов, которые просто покупают на это право. Появились возможности вседозволенных приемов композиции и архитектурных украшений. Но этот же процесс несет в себе и положительное явление - определенную свободу творчества, которой раньше не было. Все стало зависеть от уровня культуры и материальной обеспеченности Заказчика, от этики и образованности нанятого им архитектора. Усилился диктат чиновников согласующих и экспертных учреждений при явном ослаблении и попустительстве профессиональной критики и оценке. Высказывания высококвалифицированных экспертов сводятся на нет давлением высокопоставленным администратором, обладающим властью и деньгами. Недавний конкурс на реконструкцию территории гостиницы "Россия", яркий тому пример . До недопустимого предела усложнился процесс согласований и утверждений проектов. Количество инструктивных материалов, циркуляров и требований не поддается реальному освоению. Почти неприкрытыми стали различные формы взяток: денежные, в виде зарубежных поездок, в виде включения в авторские коллективы, в виде встречных и взаимных заказов и т. д. и т. п Это тоже нашло свое отражение в архитектуре и выборе