Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности
материалов для нее.
- Несмотря на наличие удачных и интересных объектов, отсутствуют по-настоящему оригинальные, этапные, первооткрывающие работы. Почти исчезли концептуальные поисковые проекты, за которые никто не платит. Вот тут и могла бы сказать свое слово фундаментальная наука в виде научно обоснованного поискового проектирования за бюджетные деньги. По-прежнему большинство хороших проектов делается с целью догнать уровень архитектуры великих архитектурных держав современного мира. (А ведь однажды среди них, правда недолго, была и наша страна: мы имеем в виду 1920-е годы, творчество К. Мельникова и лучших конструктивистов). За последние годы был всего один международный конкурс с международным жюри на Мариинский театр II. И он дал очень впечатляющие и интересные результаты. - История показывает, что наибольших успехов национальная архитектура достигла в периоды прилива свежих сил из разных стран и разных школ: конец XV - начало XVI века при строительстве Московского Кремля, когда соединились русская традиция и профессиональная итальянская школа; золотой век строительства Петербурга, когда объединились архитектурные школы чуть ли не всей Европы с московскими школами и Академией художеств. Великая американская архитектура тоже возникла на базе скрещивания интернациональных архитекторов-эмигрантов из разных школ Европы с Чикагской инженерной школой и собственно американской архитектурой во главе с Франком Ллойдом Райтом и Салливаном. Эти известные этапы архитектуры дали активный толчок развитию национальной культуры на многие годы вперед, создавая фундаментальные опоры истории архитектуры.
- Наличие образованных архитекторов, инженеров и разнообразных творческих школ зависит от состояния высшей школы архитектуры и строительства. Непрерывный процесс увеличения количества архитектурных институтов и их слияние с иными в университеты (тенденция последних лет) не ведет к повышению количества выпускников и качества образования в нашей профессии. Вместе с тем количество преподавателей находится под реальной угрозой в связи с низким уровнем зарплаты педагогов, отсюда - старением и отсутствием притока свежих сил, старением материально-технической базы и оборудования. Зарплата профессоров в государственных институтах многократно ниже, чем зарабатывает студент на случайных приработках в коммерческих предприятиях. В связи с этим падает престиж профессорско-преподавательского состава и его профессиональные возможности. Уже много лет происходит деформация этого когда-то нормального процесса и подтачивает основы воспроизводства основных сил архитектурно-строительного комплекса.
- С приходом в нашу профессию компьютера разительным образом изменился и сам процесс конструирования форм и выполнение при этом, как художественных, так и рабочих чертежей. Положительных деформаций, пожалуй, не меньше, чем отрицательных, но этот процесс и его последствия настолько серьезны и огромны, что заслуживают специального объективного исследования. И каков бы не был его результат, мы имеем дело с безусловным прогрессом, который в конечном счете очень сильно деформирует наше мышление, способствуя освобождению творческих сил для чистого творчества и в тоже время создает опасность нивелировки талантов и использования в массовом количестве чужих находок.
Возможная деградация общества заключается в потере интеллекта или темпов интеллектуального развития личностей. Книгу можно не прочесть, картину можно не увидеть, музыку можно не услышать (и в этом смысле не поддаться дурному влиянию), но обойти архитектуру нельзя, - в архитектуре человек живет, работает, отдыхает и поэтому она является наиболее надежным гарантом сохранения и развития культуры. Но . при одном важнейшем условии, если она сама по себе не деградирует и нацелена на совершенствование. Дурная архитектура - отражение дурного общества, бедная архитектура - отражение бедного общества, разная архитектура по своей ценности отражает имущественное расслоение общества.