Готическое строительство и архитектура. Персональный модерн
Начало персонального модерна было связано с изменением самого принципа планировочного решения, для которого впервые было сформулировано понятие функционального плана.
Принципы целесообразно организованного плана тщательно проработал Ф. Л. Райт. Вскоре после 1900 г. он вывел из требований эксплуатации сооружения новый тип и способ пространственного выявления отдельных функций. Примером служит административное здание компании «Ларкин» в Буффало (1904). Еще более типичным в этом смысле стало крестообразное планировочное решение особняка, которое позволило создать целесообразную композиционно неформальную систему из отдельных функциональных частей, сосредоточить все коммуникации в центральном холле, получить хорошее освещение внутренних пространств и их связь с окружающей природой. Уже в первых постройках такого типа — городских особняках в Чикаго, доме И. Робертса «Роби Хауо (1909)— в зрелом виде проявился необычайный художественный талант Райта, чувство материала и способов его архитектурного применения, нашли отражение идеи свободного плана, горизонтальной композиции объемов и ярко выраженного стремления к достижению единства архитектурной формы и форм природы. О четко обозначенной индивидуальности Ф. Л. Райта свидетельствуют и его работы периода 20-х годов, имеющие романтический характер. К ним относятся первые варианты усадьбы Тейлизин (1911 —1925), отель «Империал» в Токио (1914—1922) и жилые дома в Голливуде.
Основы архитектурного модерна возникали, однако, не только в результате теоретических и художественных исканий и реформ в характере планировочных решений, но также в связи с использованием в архитектуре и прикладном искусстве новых индивидуальных элементов и строительных конструкций.
Большая заслуга в развитии металлических конструкций принадлежит немецким архитекторам. П. Беренс — основоположник немецкого модерна, осознавший идею материальности формы, основы которой были заложены его предшественниками в XIX в., запроектировал производственные здания концерна АЭГ в Берлине (1902— 1912). Среди них монументальной простотой выделяются турбинный цех (1909), построенная позже водопроводная станция и хранилища дегтя в виде соединенных вместе цилиндрических башен.
Архитектурным решением фабрики «Фагус» в Альфельде (1911 —1914) обратили на себя внимание В. Гропиус и А. Майер. Гропиус был автором павильона на выставке в Кельне (1914), где Б. Таут построил известный стеклянный дом, похожий на кристалл. К главным особенностям промышленной архитектуры Гропиуса относятся совершенство функциональных, формальных и конструктивных решений и использование стеклянного наружного ограждения, благодаря чему облегчается конструкция, и внешний облик здания приближается к современному.
Чешский персональный модерн
. Одновременно с развитием персонального модерна развивалась и чешская архитектура. Значение этого периода заключалось не только в возрождении принципа целесообразности и разработке принципов ее художественного выражения, но и в том, что начало формироваться первое чешское поколение создателей современной архитектуры.
В чешских областях путь к новому архитектурному мышлению и эстетике проложил Я. Котера, который в начале XX в. пришел к собственному пониманию модерна. Его собственная вилла, дом Лайхтера или водопроводная станция в Праге (1908—1909) говорят о наличии четкого понимания нового художественного принципа и его функциональной логики. Он дорабатывает и развивает идеи современной архитектуры, сформулированные Вагнером. Я. Котера наряду с созданием проектов различных архитектурных объектов, проектов памятников и надгробий внес значительный вклад во все области прикладного искусства.