Готическое строительство и архитектура. Персональный модерн
Готический свод и система опирания
. Основой нового готического строительного искусства было создание ребристого свода. Первые ребристые своды были возведены при строительстве больших кафедральных соборов вокруг Парижа.
Эти здания в начале XIII в. находились уже в стадии строительства или его завершения. Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика — 30 — 40 см.
В системе свода происходит четкое разделение усилий
на ребра и полотно — распалубку. В развитии крестового свода
наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате
полностью изменило сущность сводчатого перекрытия. Преимущество ребристого свода заключается в большей простоте его возведения. Ребра, выложенные с помощью кружал, становились опорными элементами при кладке распалубки. У сводов раннего периода ребра, составляющие одно целое с кладкой свода, играли скорее роль постоянных подкружал.
В готике ребристый свод был усовершенствован настолько, что система несущих ребер образовала упругий каркас, который заполнялся облегченной кладкой.
Ребристый свод образуется системой арок, сначала полукруглых, а позднее стрельчатых, являющихся основным типом готических арок, которые могли быть использованы при различных пролетах и различной высоте сводов. Образованный на их основе свод не создает слишком сильные боковые распоры. Конструкция свода значительно упрощается, если при этом все ребра и гуртовые арки имеют одинаковую кривизну.
В начальный период развития готической архитектуры пространство, перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части.
Типы сводов
. Из романского периода был перенят шести- и восьмичастный свод. Необычный пример пятичастного свода имеется в Праге в Староновой синагоге. Звездчатый свод, который также получается в результате введения дополнительных ребер, оставляет нетронутым основной несущий крест, тогда как в сетчатом своде ребро переходит к противоположному углу не плавно, а с переломами. В Англии часто применялся веерный свод: ребра, подобно струям фонтана, расходятся от вертикальной опоры. В поздней готике очень популярен сотовый свод, иногда называемый алмазным (южная Чехия). Еще одним типом готического свода является крученый свод, ребра которого образуют сложные пространственные кривые. Ребра этих сводов создают самые различные рисунки. Основной внутренней опорой, которая несет ребра и передает нагрузку от ребер на фундамент, является пилон, обычно имеющий богатую профилировку. В связи с тем, что к нему часто добавляются дополнительные опоры, отвечающие соответствующему ребру свода, возникает пучок опор. В поздней готике происходит возврат к простому круглому или прямоугольному в плане пилону.