Готическое строительство и архитектура. Персональный модерн
«ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МОДЕРН»
В начале XX в. в рамках отдельных реформистских направлений на основе возможностей новых строительных материалов и конструкций начали возникать архитектурные формы, характер которых
был совершенно отличен от прежних эстетических вкусов. Теории рационалистов XIX в. были доведены до программных принципов в духе Земпера и породили интерес к простым композициям из группы объемов, форма и членение которых были производны от назначения и конструкций сооружений. http://only-paper.ru сделать фигурки из бумаги фигуры.
В этот период опять возник вопрос создания нового стиля
в архитектуре, элементы которого старались определить, исходя прежде всего из решения рациональных задач архитектуры. Богатое декоративное убранство перестало рассматриваться как средство эстетического воздействия. Его стали искать в целесообразности формы, в простоте, пропорциях, масштабе и в гармоничном сочетании материалов.
Это новое архитектурное течение нашло свое проявление в работах ведущих творческих личностей того времени — О. Вагнера, П. Беренса, Т. Гарнье, А. Лооса, А. Перре, в Америке — Ф. Л. Райта,
в Скандинавии — Э. Сааринена и Р. Эстберга. в Чехословакии — Я. Котеры и Д. Юрковича, которые, несмотря на общую программу архитектурного творчества, сумели различным способом проявить свою художественную и идейную индивидуальность. Еще сильнее различия в характере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ и В. Гропиуса. Новаторские произведения этих архитекторов, которые означали рождение совершенно новой архитектуры в первые 15 лет XX в., обычно объединяются под общим названием «Персональный модерн». Его принципы возникли после 1900 г. и к концу второго десятилетия были подхвачены и получили развитие представителями авангардистской архитектуры.
Теоретическая и художественная концепции персонального мо
дерна.
Теоретические основы персонального модерна были заложены венским архитектором О. Вагнером. Полное выполнение требований, связанных с назначением строительного объекта, стало основой его принципов, которые он обобщил в своей книге «Современная архитектура» (1895). Сходные принципы пропагандировал голландский архитектор П. Берлаге, который понимал архитектурное творчество как деятельность по созданию целесообразного и красивого пространства.
Отказ от исторических схем и стремление к максимальному упрощению формы привели некоторых архитекторов в начале XX в. к отрицанию художественных аспектов архитектуры. К крайней позиции пришел А. Лоос — архитектор венской школы, который считал, что только малая часть архитектурных сооружений имеет отношение к искусству, а именно надгробия и памятники, все же остальное, служащее практическим целям, необходимо исключить из области искусства.
Лоос родился в Брно, но жил все время в Париже, Вене и Праге. В Вене он построил несколько жилых домов с террасами (Стейнеров дом, 1910) и создал изысканные интерьеры кафе и баров (Картнер Бар, 1907), которые свидетельствуют о его особом интересе к композициям, основанным на сочетании дорогих материалов и тонком понимании их специфики. Он активно боролся со всем общепринятым, с показной парадностью и псевдостилизацией. Доказательством тому стал универсальный магазин «Голман и Салатч», совершенно голые фасады которого он, можно сказать, провокационно ориентировал на вход в Венский замок.