Русский классицизм
лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером
высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.
Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном
строе центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два
года, по проектам Д. Кваренги были возведены такие строения, как здание
Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки
Васильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса
Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы
Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу
Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом
Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской
церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский
манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и
Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует
образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и
художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как
единого целого.
Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и
Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка,
примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в
объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса,
развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо
назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова,
строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей
застройки.
Период высокого классицизма, или ампира, отмечен появлением зданий,
предопределивших застройку примыкающих к ним пространств, формирование
площадей и более значительных градостроительных образований. Безусловное
приоритетное место в этом направлении занимают трое зодчих: Андрей Воронихин,
Андрей Захаров и Тома де Томон. Решая локальную задачу перестройки здания
Главного Адмиралтейства, при условии сохранения построенной Иваном Коробовым
башни со шпилем, Андрей Захаров создал гениальное произведение, которое вошло
в ряд основных архитектурных образов Петербурга и стало одной из основных
опорных градостроительных доминант города. Вдохновляясь идеей античного храма
периптера, архитектор Тома де Томон на стрелке Васильевского острова создал
ансамбль Биржи с ростральными колоннами. Биржа Тома де Томона образно
начинала правобережные ансамбли Большой Невы. Горный институт, возводившийся
Андреем Воронихиным в те же годы, завершал их вблизи впадения реки в залив.
Двенадцатиколонный портик Горного института с парными скульптурными труппами,
стали своеобразными пропилеями "классического" Петербурга. Наиболее полно
черты строгого классицизма воплощены А.Н. Воронихиным в Казанском соборе.
Колоссальная четырехрядная колоннада коринфского ордера формирует своим
строем площадь, входящую в ансамбль Невского проспекта.
Победоносное отражение нашествия наполеоновских армий в 1812 году и
освободительный поход в Европу, закончившийся спустя три года, нашли свое
воплощение в новом подъеме градостроительных работ в столице могущественной
России. Для руководства намеченным и нарастающим строительством в 1816 году
был учрежден "Комитет строений и гидравлических работ", который действовал
около двадцати лет. В Комитет входили архитекторы Карл Росси и Василий
Стасов. Руководил Комитетом выдающийся инженер Августин Бетанкур.
Деятельность Комитета имела исключительное значение для формирования в
центральных районах комплексов, состоящих из системы взаимосвязанных
ансамблей. Первенствующая роль в этой грандиозной работе, несомненно,
принадлежит Карлу Росси, непревзойденному мастеру петербуржского ампира. С
1816 по 1836 годы он создал, заложил основу или определил стилистическую