Русский классицизм
Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего
представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место
классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем
распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) –
художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм,
композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского
возрождения.
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония
пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.
Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим
возможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных
дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим
воззрениям.
Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами.
Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и
активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих
хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего
возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений,
зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки:
гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки,
разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного
характера – биржи и банки.
В городах стали строить много казенных административных зданий:
губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных
гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало
необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных
академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров
и библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой застройки
усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в
городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные
приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались
неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных
материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров
различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная
необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким образом, глубокие
внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера
обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам
экономической и реалистичной архитектуре. Поэтому именно классическая
архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем
выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой
формирующегося в России классицизма.
3. Эволюция стиля.
Эволюция стиля классицизма в петербуржском зодчестве разделяется на три
периода: 1760—1780 годы — ранний классицизм, 1780—1800 годы — зрелый или
строгий классицизм, 1800—1830 годы — высокий классицизм или ампир.
Наиболее яркие произведения раннего петербуржского классицизма, в которых еще
сохранялись отзвуки барокко, были созданы Вален-Деламотом или при его
направляющем участии (здание Академии художеств, Гостиный двор, Малый
Эрмитаж, арка Новой Голландии), Антонис Ринальди (Мраморный дворец),
Фельтеном (южный павильон Малого Эрмитажа, Старый Эрмитаж). В большей части
это грандиозные по масштабу сооружения, отмеченные четкостью объемов,
горизонтальных и вертикальных членений, сдержанным скульптурным декором.
Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями
Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный
И.Е. Старовым — одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил
свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту,