Русский классицизм
Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу
истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное
наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности,
но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям,
созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование
памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть,
свободную от признаков старости.
Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным
политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим
общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным
делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.
Классицизм, как система международной художественной культуры.
Предпосылки появления и развития классицизма. Эволюция стиля.
1. Классицизм, как система международной художественной культуры.
Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять
- семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено
классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х -
уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до
стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.
Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в
рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на
столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.
Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения
образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими
утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач
зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское
время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов
зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или
присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за
пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя
распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие
от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении
импозантнейших дворцовых построек и для “обывательских” жилищ, вплоть до
скромных деревянных домиков на окраинах.
Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому
было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то
принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-
прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся
русским барокко.
Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые
методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого
осуществлялась уже не при “размере-1 и основания” и не на строительных лесах
(где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы
декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось
разделение труда, сменившее былую “артельность”. Замысел и разработка формы,
несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора
(хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось
так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма,
включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или
Инженерный замок в Петербурге).
Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами
служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного
чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе
позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических
трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной