Архитектура Франции
Расположение замка в огромном парке, обнесенным стенами, его органическая связь с пейзажем, в который он вписывается со всеми своими балконами и башенками, связанность и соподчиненность всех частей здания составляют его неповторимое очарование. Новые строительные принципы в нем явно преобладают над все еще сохранившими традициями готики.
Центральная часть постройки увенчана на крыше фонарем, который возвышается среди фантастического леса труб и башенок с чердачными окнами. Своеобразное великолепие декораций верхней части замка Шамбор связывает его с готической традицией. Но все три этажа замка строго расчленены пилястрами, симметрично расположены башни, симметричным стал весь план сооружения. В резиденцию французских королей впервые была внесена так особенность, которая станет характерной для французской архитектуры 17-18 веков.
Во вторую половину своего царствования Франциск 1 перенес центр строительной деятельности ближе к Парижу в Иль де Франс. Выстроенный недалеко от столицы замок Мадрид и охотничий домик Ла Мюетт не дошли до наших дней, сохранился расположенный в 60 км от Парижа замок Фонтенбло, последнее предпринятое королем строительство. В последствие замок переделывался неоднократно разными мастерами при разных королях, основные его части были возведены при Франциске 1 французским архитектором Жилем Лебретоном.
Примеру короля последовали придворные. Новые формы замков Блуа и Шамбор можно видеть в таких сооружения как замок Шенонсо воздвигнутый на реке Шер; фундаментом здания служит как бы мост с мощными сводами и быками. Новая архитектура проникает и в города; ее примерми могут служить ратуша в Божанси и отель (особняк) Эковиль в Канне.
Постройки французской архитектуры первых четырех десятилетий 16 века, лучшим образцом которых является замок Шамбор, представляют собой яркие примеры раннего применения ренессансных форм. Освобождаясь от средневековых канонов готики, французские зодчие воспринимали классические каноны пока еще несколько внешне. Тем не менее архитектура этого времени, самые привлекательные черты которой – праздничность и жизнерадостность, уже далека от зодчества средневековья.
С 40-х гг 16 века во Франции начинает работать блестящая плеяда архитекторов. Наиболее выдающимся из них бы Пьер Леско, часто сотрудничавший со скульптором Гужоном. Первым их совместным произведение был парижский особняк Линери, известный теперь под название отеля Карнавале. Здание сильно постродало от перестроек; к первоначальному виду его всего ближе левая строна – здесь строгая простота и суровость архитектурных форм гармонично сочетается с барельефами Гужона.
Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. Работы по перестройке старого парижского дворца замка начаты с сороковых годах 16 столетия, продолжались в последствие до 19 века включительно. Первой очередью этого строительства было здание, начатое Леско и Гужоном по заказу Франциска I и законченное в царствование Генриха II. В центре Парижа был созданин один из лучших образцов архитектуры французского зрелого Ренессанса. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Во всем фасаде – от полуколонн и пилястр нижнего этажа до ажурного узора над верхним карнизом и над гребнем крыши – утонченная сдержанность , благородство, завершенность в отделке каждой детали, будто высечен из одного куска и затем тщательно отделан резцом скульптора этот фасад с безошибочно угаданными пропорциями и строгим ритмом по- разному обработанных окон, трех одинаковых по композиции выступов – ризалитов из которых средний с главным входом во дворец выделяется несколько большим богатством декора. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке.
Роль Гужона в сотрудничестве его с Леско окончательно не выяснена. Можно предполагать, что он был не только мастером, создававшим скульптуры по заказу архитектора, но и соавтором при составлении архитектурных проектов.
Видное место среди архитекторов зрелого французского Ренессанса принадлежит Филеберу Делорму. Автор первого оригинально французского трактата в архитектуре Делорм изучал памятники античности и ренессансной итальянской архитектуры в Риме. Превосходный рисовальщик он делал множество зарисовок и обмеров прославленных сооружений, а также декоративных орнаментов. Из построек Делорма сохранились немногие; наиболее значительная из них является замок Анэ.
До наших дней дошли лишь въездные ворота и центральная часть главного корпуса. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Нижняя часть ее декорирована строгими дорическими колоннами над которой размещается высокий аттик, увенчанный ажурной кованной решеткой и скульптурой. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Эту характеристику подтверждают и другие из сохранившихся работ архитектора, например отделка галерей Генриха II в замке Фонтенбло и гробница Франциска 1, проект дворца Тюильри который не получил осуществления, позднее Тюильри был создан другими проектами.