Архитектура Франции
Архитектура Возрождения во Франции , имея общие принципы с зодчеством Италии этой эпохи во многом отличалась. Если в Италии основным видом строящихся сооружений были дворцы-палаццо и общественные здания, то во Франции центр тяжести переносится на замки. Это объясняется тем, что во Франции был иной общественный строй. Основными заказчиками в условиях абсолютной монархии были короли и придворная аристократия.
Архитектура Возрождения появляется во Франции, вследствие устойчивости средневековых традиций, на целых сто лет позже Италии – в начале 16 века и распространяется до семидесятых годов, до гугенотских войн.
Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Он соответствует историческому периоду формирования буржуазных отношений, образование и укрепление абсолютистского государства во Франции. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовала новая, гуманистическое мировоззрение, широко распространилась светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближает его с искусством итальянского возрождения. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.
По сравнению с итальянским французское Возрождение опаздывает почти на полтора столетия. Еще более существенно то, что в Италии готика и ее традиции не играли сколько-нибудь определяющей роли в зарождение искусства Возрождения, напротив, ранее возрождение во Франции в значительной мере складывалось в процессе переосмысления реалистических тенденций и решительного преодоления мистической основы готического искусства.
Вместе с тем наряду с переработкой и развитием реалистических элементов готического наследия применительно к новым общественным и эстетическим требованиям времени большую роль во Франции с конца 15 века играло и обращение к опыту уже достигшего высокой степени зрелости итальянского искусства.
Естественно, что существование художественно-совершенного и обладающее необычайным престижем во всей Европе итальянского искусства предопределило на протяжение первой половины 16 века широкое обращение культуры ренессансной Франции к его опыту и достижениям. Однако молодая полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствие с теми национальными задачами, которые стояли пред культурой и искусством национальной французской монархии.
Внешним толчком к этому широкому обращению к итальянскому опыту, включавшему и приглашение во Францию ряда крупнейших мастеров высокого и позднего Возрождения, послужили начавшиеся в 1494 году военные походы в Италию. Подлинные же причины лежали значительно глубже. Походы в Италию французских королей Карла VIII, а позже Франциска I стали возможными благодаря росту экономического и политического могущества страны, успехам, достигнутым на путях создания централизованной монархии.
Переход от раннего к Высокому Возрождению , происходивший в течение первой трети 16 века, был связан с созданием культуры большой централизованной дворянской монархии, созданием единого национального государства.
Утверждение новой исторической ступени в развитие французского общества и его культуры протекало в напряженной и жесткой борьбе. Антифеодальные и антикатолические выступления народных масс, использованные, а затем подавленные королевской властью и стоявшим за ним дворянством, получили свое косвенное отражение в наиболее прогрессивных и демократических течениях французского гуманизма.
Сложение и укрепление национального абсолютистского государства выдвинуло как основную проблему в архитектуре французского ренессанса создание ансамбля дворца и города.
Особую роль стала играть проблема планировки города в связи с создание фортификационных сооружений , продиктованным потребностями эпохи. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. В то же время средневековый тип города с узкими хаотично расположенными улочками сменяется типом нового города с прямыми улицами, с определенным планом. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы».
При Франциске 1 по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Оживилась строительная деятельность в Париже. Начатое еще при Людовике 12 сооружение замка в Блуа было продолжено по руководсвом французских зодчих Шарля Виара и Жака Сурдо. Рядом с корпусом Людовика 12, воздвигнутом из кирпича и белого камня по готической строительной системе и несущим лишь элементы ренессансного декора, они создали наиболее примечательную часть ансамбля – корпус Франциска 1, совершенно самостоятельную и новую по типу постройку. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Северный внешний фасад его вздымается, подобно старинному замку Амбуаз, над высоким обрывом. Своеобразен выходящий во двор южный фасад корпуса: двойные тяги балюстрад четко разделяют три этажа один от другого, стройные ренессансные пилястры членят этажи по вертикалям, богато декорированный карниз и ажурная балюстрада завершают сооружение. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Она обильно украшена орнаментом, составленным из масок, трофеев, эмблем, канделябров , различных декоративных мотивов, а также скульптурой. Три этажа балконов с балюстрадами, расположенными диагонально, указывают на движение лестницы, вносят элемент динамики и напряженности ритма в оформление всего фасада. Лестница в Блуа стала образцом для многих лестниц в постройках французского ренессанса, например в королевском замке Шамбор. Грандиозным строительством замка Шамбор последовательно руководили французские мастера Жак и Дени Сурдо, Пьер Нево и другие.