Роль эстетики в строительстве
Утвердившаяся в современной теории архитектуры классическая триада Витрувия «прочность, польза, красота» механически ставит в один ряд и суммирует не только свойства и отношения, но и понятия разного уровня, которые в принципе не могу суммироваться.
В любой предметной форме каждое свойство или отношение должно расцениваться с точки зрения свойства или отношения более высокого уровня. Поэтому конструкция здания (прочность его) должны рассматриваться не наравне с красотой, а с точки зрения его эстетики, т.е. красота здания есть более высокий уровень его иерархической организации, чем полезность. Иными словами, красота предметной формы в конечном итоге есть основная цель ее создания и бытия. Речь идет не о том, что вещи создаются ради эстетического наслаждения. Наоборот, они создаются ради удовлетворения внеэстетических материальных и духовных потребностей. Однако подлинно человеческим потребление предмета становится тогда, когда можно сказать, что «потребность и пользование вещью утратили свою эгоистическую природу, а природа утратила свою голую полезность, так как польза стала человеческой пользой». Речь о том, что в эстетическом потреблении проверяется и утверждается степень совершенства предметного мира, его целесообразность и человечность.
Красота – это одновременно и средство, и результат создания таких форм предметного мира, которые делают саму жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях источником духовного обогащения и эмоционального наслаждения.