Роль эстетики в строительстве
Формируя предметный мир для удовлетворения своих утилитарных потребностей, человек одновременно удовлетворяет и свои потребности в творчестве, и свои эстетические потребности. Оперируя в процессе создания предметной среды веществом, пространством, массой, т.е. чувственно воспринимаемыми свойствами объективного мира, человек одновременно формирует эстетическую реальность независимо от того, ставит ли он перед собой такую задачу или даже не осознает ее.
Эстетика (красота) архитектурной формы соотносится с ее функциональным содержанием в трех основных аспектах.
1. Красота предметной формы как способность доставлять человеку эстетическое наслаждение является непременной составляющей ее функционального (предметного) содержания.
В своем взаимодействии с предметным миром и каждым предметом в отдельности человек не только выполняет какие-то конкретные действия, но и проявляет себя в своей родовой человеческой сущности. И подлинно человеческое взаимодействие с предметной формой происходит тогда, когда это взаимодействие доставляет ему эстетическое наслаждение.
Необходимо включение в утилитарные качества предмета способность вызывать у человека чувство эстетического удовольствия.
2. Красота предметной формы как результат ее функционального совершенства.
Естественные формы материального мира обладают для человека эстетической ценностью, хотя природа не ставила перед собой задачи удовлетворять эстетические потребности человека, не привносила в свои формы никаких элементов или свойств, рассчитанных на чувственное восприятие их человеком. Высокая степень целесообразности (совершенства) природных форм, единство содержания и формы, целостность природных форм сами по себе становятся источником эстетических переживаний и эстетического наслаждения.
3. Красота предметной формы как критерий ее функционального совершенства.
Этому аспекту соотношения эстетики и функции обычно не уделяется должного внимания. На первый взгляд проверка объективного субъективным, точности расчета приблизительностью чувства, материальных (физических) свойств вещи идеальным (мысленным) отношением к ней человека представляется странной. Но человеческие чувства – одно из наиболее сложных проявлений его сущности. Кроме того, субъективная эстетическая оценка опирается на объективный социально-исторический опыт всего человечества, представителем которой является каждый отдельный человек. Если прибор, станок, предмет домашнего обихода не могут быть воплощены в гармоничную форму (имеется в виду невозможность, связанная не со знаниями или талантом того или иного отдельного человека, а объективная на современном уровне развития человечества), значит сомнительно его функциональное совершенство. Как утверждал генеральный авиаконструктор О.Антонов, «Красивое сооружение, как правило, - хорошее сооружение, а некрасивое или плохо работает или просто никуда не годится». Если жилой или промышленный район не представляют собой полноценного ансамбля, значит недостаточно целесообразна организация самой жизни человека.
Эстетическая оценка конструируемого предмета (пространства), производимая в ходе самого функционального проектирования и конструирования, контролирует на каждом этапе правильность принятого решения и служит надежной гарантией высокого уровня функционального совершенства конечного результата. Красота становится своеобразным инструментом технического и технологического творчества. Вместе с тем, включение эстетического критерия в проектирование позволяет рассматривать предмет деятельности не только с точки зрения узко утилитарного интереса, но и в широком социальном и культурно-историческом контексте, соотносить этот предмет как целостность с другими предметами, т.е. рассматривать его как социокультурную ценность. Эстетическая оценка поэтому всегда целостный по своей природе критерий совершенства того или иного произведения (предмета).
Красота искусственно создаваемых предметных форм материального мира, красота архитектурной формы – неотъемлемая часть функционального содержания, результат и критерий его совершенства.