Большой дворец – основное сооружение Петергофа
Основное архитектурное сооружение Петергофа - Большой дворец, возвышающийся на краю шестнадцатиметровой террасы. Блестящий памятник русского барокко, он является неотъемлемой частью ансамбля, играет роль основного организующего начала, архитектурно-планировочной и идейно-художественной доминанты.
Если подойти к дворцу со стороны Финского залива, взору открывается почти трёхсотметровый северный фасад с ризалитами, пронизанными светом галереями и золотыми куполами корпусов «Под гербом» и Церковного. Разновысокие шатровые с переломом кровли, высота которых нарастает к центру здания, создают выразительный силуэт. Центральная часть здания увенчана большой золочёной вазой, поддерживаемой фигурами крылатых гениев. Блеск золота, архитектурная пластика фасадов, мощное движение и шум низвергающей воды - всё создаёт ощущение торжества.
Замысел создания этого дворца с гротом под ним и каскадом Пётр I вынашивал несколько лет. Уже в 1712 году на строительстве Верхних палат было занято восемьсот тринадцать рабочих с двумястами подводами. Эти же годом датирован собственноручный рисунок - чертёж Петра I с обозначением расположения дворца. В «десяти пунктах о Петергофе», датированных 16 ноября 1715 года, Пётр I указывал: «Палаты и грот достроить и канал». (2, с. 4)
Автором начального проекта дворца следует назвать И.-Ф. Браунштейна. Второй этап строительства Петергофа и большого дворца в частности связан с именем французского архитектора Ж.-Б. Леблона - выдающегося зодчего и теоретика архитектуры, знатока ландшафтного искусства. Приглашённый Петром I, Леблон возглавил всё строительство в Петербурге и пригородах. Впервые прибыв в Петергоф в середине 1716 года, Леблон застал уже сложившуюся композицию ансамбля. Найдя различные дефекты, он приступил к частичным исправлениям и переделкам.
До конца года Леблон успел укрепить фундаменты Верхних палат и соорудить подземный акведук, отводивший грунтовые воды. По его указаниям был расширен Большой канал, увеличены размеры ковша, изменены его очертания и устроен Средний каскад перед Большим гротом Большого каскада. Разработанный Леблоном и представленный на утверждение Петра I в феврале 1717 года «Водяной план» включал проект водоснабжения Большого каскада и обширную программу убранства Нижнего парка и Верхнего сада фонтами. (6, с. 322)
Леблон подчеркнул парадное значение дворца: соорудил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна в центральном помещении - Итальянском салоне, укрепил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Он укрепил подвалы дворца, соорудив подземный акведук для отвода вод, затоплявших подвалы. В 1719 году, не успев завершить строительство, Леблон умер.
Поражает изысканностью Кабинет Петра I, созданный в 1718-1720 годах по проекту Ж.-Б. Леблона. Кабинет украшали резные дубовые панно, сюжеты которых в аллегорической форме прославляли деяния Петра, военные победы, расцвет науки и искусства в России. Дубовые панно Кабинета Петра I - шедевры декоративной резьбы XVIII века. Они исполнены по моделям и при участии известного французского скульптора Н. Пино русскими и французскими мастерами-резчиками. Впоследствии при перестройке дворца архитектор Ф.-Б. Растрелли сохранил отделку Кабинета Петра I и Дубовой лестницы.
Дальнейшие работы по строительству и отделке Большого дворца проводили И.-Ф. Браунштейн (1719-1720 года) и архитектор Н. Микетти.