Амьенский собор
Прекрасный средний неф собора рассматривался как олицетворение идеи вертикальной композиции готического храма; при трехчастном делении его стен высота аркады опор нижнего яруса достигла высоты трифория и фонаря вместе взятых. Ощущение высоты усиливается благодаря потокам света, льющимся сквозь стекла фонаря, стройным, устремленным ввысь группам колонн со стрельчатыми арками, а также изящным вертикальным линиям решетки витражного окна в алтаре.
Издали фасад Амьенского собора кажется вычеканенным, как драгоценный ларец. Все скульптурные украшения имеют точно определенные мета. Если внутренность собора кроме опоясывающей ее гирлянды и капителей не имеет скульптурных украшений, то его наружное убранство черезвычайно богато.
Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур). Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: теме Страшного суда, Деве Марии и местно чтимому святому - первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура "Золотая Мадонна", относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы.
После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто необыкновенное. Стены храма почти лишены убранства - их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма почти пополам делится широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 метров создает в храме впечатление простора, свободного пространства, пронизанного воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше - из-за отсутствия традиционных витражей.
Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.