Амьенский собор
Амьен - главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, на реке Сомма . В центре города возвышается огромный собор - самая большая готическая постройка во Франции. Размеры собора действительно впечатляют: длина - 145 м, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м. Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек.
Собор, построенный Робером де Люзаршем - это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке.
О его создании сохранилось мало документальных сведений. Строительство собора в Амьене началось почти одновременно с Реймсом. В 1218 году пожаром, вызванном ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. Первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 году и был погребен в центральной капелле собора). Работы были начаты со среднего нефа и шли, по-видимому, параллельно с возведением фасада. В 1238 году приступили к постройке нижнего этажа хора с венцом капелл, законченных около 1247 года. Прерванные почти на десять лет, они возобновились после пожара 1258года, который не причинил зданию большого вреда. С этого времени достраиваются верхние этажи хора и трансепта. В 1288 году на полу собора был выложен лабиринт с надписью, где имена зодчих читались в такой последовательности: Робер де Люзарш, Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу проекта строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть в два раза шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни только до половины высоты, отчего возникает ощущение дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северная башня была достроена только в начале XV века.Роберу удалось возвести в Амьене храм, превзошедший по величине даже шартрский и реймсский соборы. Ключевую роль сыграло здесь решение зодчего отказаться от обычной установки крупных каменных блоков друг на друга. В качестве модели он избрал не реймсские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Проигрывая реймсским и шартрским колоннам в толщине, амьенские опоры превосходят их по высоте. Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал здесь ярко освещенным и зрительно объединился с великолепным ажурным декором верхних окон центрального нефа. Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И "роза", и стрельчатые окна высотой в 12 метров, раньше были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны - в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся. Но для того, чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.