Организация стока поверхностных вод с территории
Системы водоотвода:
· Открытая.
Устраивается для дачных мест, поселков, парковых территории. Состоит из лотков, кюветов, укрепленных каналов. На перекрестках улиц, въездах во дворы кюветы заменяют переездными трубами мелкого заложения. Глубина кювета не более 0,8-1 м., минимальная ширина по дну кювета 0,4 м. Кюветы могут быть земляные с укрепленными откосами или из бетонных блоков. (рис.)
Достоинство открытой системы: быстрое ее возведение, малые финансовые затраты,
небольшой расход материала. Недостатки: необходимость большого числа переездных
труб, снижение санитарного уровня в жилых районов, эксплуатационные расходы по
чистке.
При открытой системе ширину улицы между красными линиями увеличивают на величину кюветов. Организованный сток из дорожных лотков и внутриквартальных проездов поступает в дождеприемные колодцы ливневой канализации. Длину свободного пробега воды от водораздельной точки до первых колодцев принимают 75-250 м. в зависимости от уклонов лотка и размера водосборной площади на участке стока. Высота наполнения лотков проезжей части не более 8-10 см. при высоте борта 15 см
· Закрытая.
Используется в городах. Состоит из главного коллектора и присоединений боковой сети водостоков. Трассу главного коллектора располагают в пределах красных линий или в технических полосах.
Поверхностный сток с лотков усовершенствованных покрытий дорог поступают в дождеприемные колодцы, затем в основную сеть водостоков.
Трассу ливневой канализации устраивают вне проезжей части. Для нормальной эксплуатации сети на углах поворотов, в местах присоединений боковой сети, в местах изменения размеров и уклонов труб устраивают смотровые колодцы. Дождеприемные и смотровые колодцы выполняют из сборных ж/б блоков. Размеры их назначают в зависимости от условий эксплуатации. (рис)
Особое внимание уделяется защите от поверхностного стока перекрестков улиц, площадей, путей перемещения пешеходов. Расстояние между дождеприемными колодцами, устанавливаемые в лотках дорог, принимается в среднем 50-60 м. (схемы размещения колодцев на перекрестках). В закрытую систему принимаются выпуски дренажных вод и условно чистые воды промышленных предприятий по согласованию с органами санитарного надзора.
Для прокладки сети используют круглые ж/б трубы, сборные прямоугольные каналы. При прокладки труб большого сечения и небольшой глубине вместо одной прокладывают две меньшого диаметра, имеющие ту же пропускную способность. Минимальное расстояние от верха трубы до отметки земли- 1м.
Проектирование методом красных горизонталей.
Дает более наглядное представление о проектируемом рельефе и возможность точного осуществления проекта в натуре, особенно на территориях с малыми уклонами и сложном рельефе. В этом методе совмещают план и профили.
Последовательность:
· Определяют участки территории, отметки которых по возможности должны быть сохранены (у входов в здание, пересечения проезжей части улиц, дорог, трамвайных путей и т.д.)
· Водораздельные линии и наиболее пониженные участки местности
· Места резких изменений уклонов, значение и величины уклонов, ориентировочно объем земляных работ
С учетом обеспечения минимальных объемов земляных работ и сохранения опорных точек на оси проезжей части намечают точки перелома продольного профиля и ориентировочные проектные отметки. Затем определяют расстояние между ними и величину уклона и указывают их на плане.
Углы наклона горизонталей в плане по отношению к оси дороги зависят от поперечного уклона проезжей части. Все горизонтали на протяжение участков с одинаковыми уклонами параллельны. С изменением уклонов изменяются и углы. Поскольку тротуары и газоны обычно возвышаются над проезжей частью, то горизонтали на них смещаются по отношению к одноименным горизонталям на проезжей части. Обычно они имеют и другое направление, так как наклон их в другую сторону.
Поперечные уклоны проезжей части улиц и дорог сохраняются постоянными, меняясь только на криволинейных участках малых радиусов. На этих участках у автомобилей возникают центробежные силы, которые прямо пропорциональны массе автомобилей и квадрату скорости их движения и обратно радиусам кривых. Под влиянием этих усилий может произойти смещение автомобиля в направления от центра кривой или опрокидывание. Во избежание этого на таких участках устраивают виражи, т.е. придают поверхностям дороги односкатный профиль к центру кривой. Виражи устраивают: на городских дорогах скоростного режима при радиусе кривых менее 2000м; на магистральных -1200 м; на остальных- 800м. поперечные уклоны на виражах зависят от радиусов. При радиусе 2000-1000 м – уклон 20-30 %о; менее 600 м- уклон 60%о.