Оценка эффективности предложенных мер по совершенствованию государственного регулирования развития строительного комплекса
Углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками в капитальном строительстве связано, прежде всего, с внедрением практики подрядных торгов (тендеров). Основная цель торгов - заключить контракт на строительство с партнером, который, по мнению заказчика, является самым надежным.
В настоящее время имеются серьезные недостатки при заключении договоров в отечественной практике. Заказчиками допускается упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, не проводится предварительная квалификация претендентов. что приводит к ошибкам в выборе подрядчика и как следствие к срыву договорных обязательств. В ряде регионов крупные подрядные организации проявляют монополизм, все чаще сохраняют стремление диктовать заказчику свои условия и предпочитают получение подряда на правах приоритета местной строительной организации.
В ряде мест договоры составляются по упрощенной схеме, на принципах взаимного амнистирования без использования мер имущественной ответственности. Существенным недостатком в договорных отношениях является отсутствие практики банковских гарантий, финансового обеспечения строек и страхования рисков. Именно поэтому необходимы кардинальные перемены, о которых я говорю.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях.
В соответствии с объективными закономерностями выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.
Стройиндустрия Ставропольского края должна стать в высшей степени конкурентоспособной, делая упор в большей степени на продукцию, с которой можно выходить за пределы региона. То есть нужно развивать приоритетные направления отрасли, и возможностей тут много. Например, уже несколько лет ждет хорошего инвестора Благодарненское месторождение кварцевых песков, на базе которого можно возвести крупный стекольный завод. И уже осуществилась одна из возможностей, на базе того же Благодарненского месторождения кварцевых песков в октябре 2004 года обществом с ограниченной ответственностью «Спасские Кварцевые Пески» был монтирован и запущен завод по производству сухих строительных смесей «ПРОФИКС™», производственной мощностью 2500 тонн в месяц. И уже сегодня производится монтаж второй линии производства в 7500 тонн в месяц. Продукция завода полностью отвечает европейским требованиям качества. Завод, обеспечивая потребности местного строительного рынка, вывозит продукцию и за пределы края, в Краснодарский край, республику Калмыкия, Чеченскую республику, Северную Осетию и др. Все это естественно поспособствует развитию строительной индустрии края, что благоприятно влияет и на другие отрасли экономики.
Возвращаясь к вопросу о роли государства в привлечении инвестиций, можно отметить, что край, конечно же, далеко не исчерпал возможности в этом направлении. Необходимо активизировать работу по привлечению дополнительных средств из федеральных целевых программ, например «Молодая семья». Сейчас меняется и политика краевого правительства по вопросу предоставления инвесторам государственных гарантий: ранее оно было категорически против, а со следующего года предвидятся определенные подвижки. Созрел, по словам министра ЖКХ вопрос о создании залоговых фондов и центров по эмиссии ценных бумаг.