Театр в творчестве Шехтеля
У Лентовского же Шехтель, вероятно, встретился с К. Ф. Вальцем, знаменитым магом и волшебником Большого театра. Вальц постоянно занимался в театре Лентовского показом различных сценических чудес. Так как Вальц был менее изобретательным декоратором, чем Шехтель, он просит его сделать эскизы для своих декораций к мацартовской « Волшебной флейте» .
В нынешнее время обладателем основной массы театральных произведений Федора Осиповича Шехтеля является декорационный отдел Центрального государственного театрального музея имени А. А. Бахрушина. Две папки с эскизами декораций, костюмов и архитектурных проектов были выделены в самостоятельное, хотя и небольшое собрание основателем музея из архива Лентовского. В афишном отделе того музея есть литы, выполненные по рисункам Шехтеля для театров и парков Лентовского. Наконец, в рукописном отделе в фондах братьев Поповых, М. В. Лентовского и А. А. Бахрушина встречаются дела, содержащие сведения о работах Шехтеля в театре, единичные афиши и программы.
Данный список дополняют , не принадлежащие к музейным собраниям, небольшой графический и текстовой материалы о Шехтеле в фонде Н.А. Попова в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР. Три раза переиздавшийся альбом организованного М.В. Лентовским в 1883 году народного гулянья « Весна – красна » и упоминание Шехтеля в мемуарах К. Ф. Вальца завершают известный на сегодня круг источников, из которого можно извлечь данные о сделанном Шехтелем для театра.
Однако, даже не смотря на такой малый объем информации, можно сказать, что театральная работа в творчестве Шехтеля конца 1870 – 1880-х годов занимала если не основное, то очень существенное место.
Шехтель был одним из самых активных участников и исполнителей режиссерских и постановочных идей Лентовского. Шехтель здесь выступает в роли художника, создателя эскизов костюмов, декораций, афиш и программ. Он в то же время является архитектором – проектировщиком . По проектам Шехтеля в парках Лентовского сооружались театры и открытые эстрады, павильоны, киоски галереи. В таком же духе сооружались постройки по его проектам для народных гуляний и праздников на открытом воздухе и в закрытых помещениях типа Манежа и залов Благородного собрания. Эта огромная по объему продукция – нечто среднее между декорацией и архитектурным проектом, а может быть, и то и другое одновременно.
Декорационная деятельность Шехтеля у Лентовского вплотную переплеталась с архитектурой. Временная архитектура парков, праздничная, легкая, выполнялась обычно из дерева и ярко раскрашивалась, а иногда делалась из брезента на деревянном каркасе.
Работу Шехтеля в театре и связь с Лентовским никак нельзя назвать случайностью. Шехтель, как и Лентовский, был уроженцем Саратова. Артистическую карьеру Лентовский начал с выступлений в летнем театре городского « Сада Шехтель ». Стационарный театр в Саратове также был построен братьями Шехтель ( дядей и полным тезкой будущего зодчего Федором Осиповичем и отцом Осипом Осиповичем ). « Сад Шехтель » был общедоступным развлекательным садом. Вполне вероятно, что, задумывая аналогичные проекты в столицах, Лентовский обратился к содействию молодого архитектора и рисовальщика.
Вся работа, проделанная Шехтелем и Лентовским в сотрудничестве, действительно грандиозна. Трудно говорить с полной уверенностью, составлял ли Шехтель проекты для первых антреприз Лентовского в 1877 году – « Семейного сада» на Пресне в Ботаническом отделении Зоологического сада и театра « Буфф », для которого переделывалось и расширялось помещение театра в бывшем пассаже Солодовникова на углу Петровки и Кузнецкого моста. Скорее всего составлял, так как в начинавшемся через год переоборудовании старого сада « Эрмитаж » на Божедомке он играл самую активную роль.
К. Ф. Вальц пишет, что Лентовский привел Эрмитаж с помощью Шехтеля в образцовый порядок. Что Вальц под этим подразумевал дополняет свидетельство самого Лентовского: « Желая увеличить удобства и удовольствие для посещающей публики, я выстроил в саду чайный буфет и открыл сцену, которая и посейчас принадлежит театру « Антей ». Не могу припомнить и перечислить эстрад, гимнастик, киосков, мелких содовых украшений, которые строились мною для украшения сада ».